Правильный выбор моторного масла для автомобиля

Motornoe-maslo

Правильный выбор моторного масла для автомобиля является одним из важнейших параметров среди прочих, связанных с грамотной эксплуатацией и обслуживанием.

Каждый автолюбитель должен четко и ясно представлять себе основные критерии выбора моторного масла, подходящего именно для его автомобиля. Все сводится к нескольким основополагающим принципам и понятиям.

Современный рынок автомобильных масел предлагает огромное количество марок и брендов. Главное тут – не запутаться, а строго следовать рекомендациям завода-изготовителя.

Самая главная функция масла – это обеспечение смазки пар трения: вкладыши подшипника — шейка коленвала, кольцо поршня – втулка цилиндра, зубья приводной шестерни — цепь распредвала и т.д. Очень важно создание в месте контакта пары масляного клина, не позволяющего металлу пар соприкасаться между собой «насухую», т.е. препятствовать быстрому износу трущихся деталей и неизбежно последующей за этим поломке.

Еще одна функция масла — охлаждение или отвод тепла от деталей двигателя, которое возникает при трении в парах или при сгорании топлива. Соответственно – недопущение перегрева и заклинивания узлов мотора, нарушения геометрии деталей и допустимых зазоров в сопряжениях. Важен отвод тепла от сальников и прокладок, герметизирующих детали мотора, что не позволяет им коробиться, терять эластичность и уплотняющую способность.

Моторное масло осуществляет и мойку деталей двигателя от микрочастичек, образуемых при трении в парах либо при сгорании топлива, а также – в результате окисления масла. Масло должно иметь хорошую моющую способность за весь рекомендованный срок его использования, не допускать засорения маслоподводящих и отводящих каналов и образования кокса на поверхностях охлаждения. Другими словами, масло должно вымывать любые отложения, образующиеся в процессе работы двигателя.

Невыполнение маслом любого из этих пунктов приводит к нарушению температурного режима того или иного узла, а в итоге – возможному повреждению двигателя.

И, разумеется, от масла требуется защита деталей двигателя от коррозии и окисления.

Это достигается за счет вводимого в состав масла пакета антикоррозионных присадок, нейтрализующих все отрицательные последствия попадания в двигатель паров влаги, продуктов сгорания или пыли.

Выбор масла для мотора автомобиля производится по вязкости и виду (базовости) масла – минеральное, полусинтетика или синтетика. Практически все производители масел в базовое масло вводят свой пакет специальных присадок: антиизносные, моющие, антипенные, антиокислительные, депрессанты (понижают температуру застывания), щелочные, дисперсно-детергентные, предотвращающие образование в масле отложений из отработанных продуктов трения и сгорания, импруверы (улучшители) и другие.

Отсюда ясно, что назначение, цели и задачи у масел всех известных производителей будут одинаковыми. Различие же только в совокупном качестве самих этих присадок, как основных составляющих масла любого бренда. Создание присадок – это огромный секрет бренда, но, в итоге, больших отличий у Shell или Castrol, Mobil или «Лукойл» и других – нет. Тем не менее, имени бренда при выборе масла придается огромное значение, но это уже дело вкуса каждого автолюбителя.

Минеральные масла значительно дешевле полусинтетики и синтетики, но и срок службы в двигателе у них в 1.5-1.8 раза меньше – 5-8 тыс. часов против 10-12, а то и 14 тыс. у синтетических. В свою очередь, некоторые сорта синтетики агрессивны к сальникам и резинотехническим деталям двигателя, что абсолютно отсутствует у минеральных масел.

Зато у синтетики широкий диапазон рабочих температур (индекс вязкости высок), но при высокой их способности к окислению и коррозионной активности, а это серьезный минус.

Минеральное же масло доступно, прежде всего, своими ценами и простотой химического состава, минимумом необходимых присадок. Следует помнить о практической несовместимости минеральных и синтетических автомасел из-за нерастворимости составляющих каждое масло присадок.

Выбор масла по вязкости зависит от внешних условий его применения (зима-лето), региона, где будет эксплуатироваться автомобиль (Якутск или Сочи), мощности двигателя и года выпуска автомобиля.

Как правило, модели постарше, до 2003 года выпуска, практически все работали на минералке, а синтетика стала применяться значительно позже, около 10 лет назад.

Мощные двигатели работают на более жестких режимах, они более нагружены и форсированы, поэтому синтетика для них будет предпочтительна.

Для северных условий подходит класс вязкости всесезонных масел от 0W-30 до 10W-30 или редко 10W-40. Для умеренных и более южных широт рекомендуется использовать те же 10W-30 или 10W-40, а также 15W-30 или 15W-40, что позволяет увеличить вязкость масла на всем протяжении сезона. Во всесезонных маслах огромную роль играют присадки-импруверы, которые начинают работать с ростом температуры масла, увеличивая его вязкость.

Если вы покупаете машину с рук, и она работала несколько лет на синтетике, то лучше, конечно, и продолжать на таком масле работать. То же относится и к использованию минерального масла до и после покупки. В новых авто придерживайтесь всех первоначальных рекомендаций дилера, ну а после окончания гарантийного срока – выбор за вами.

И главное: при выборе марки и вязкости масла каждому водителю автомобиля следует придерживаться «золотого правила» – они должны быть допустимы регламентом завода-производителя! Просто у каждого из производителей есть в этом своя «фишка», свой конек, на который и сделан упор при выпуске именно этого мотора. Как в старой и доброй пословице: «Что русскому хорошо, то немцу (или японцу, американцу) – смерть!».

Вопрос, когда и как менять масло в двигателе, всегда стоит остро и все автолюбители понимают его по-разному, вернее – каждый по-своему. С одной стороны, чем чаще менять его – тем лучше, это так.

Но с другой стороны, замена масла все-таки стоит приличных денег, и это весьма ответственная процедура.

Как правило, каждый автовладелец будет называть разные цифры от 5 до 10 тыс. км. Сроки работы масел (сервисный интервал) будут также зависеть от вида масла (минералка или синтетика), бензиновый или дизельный двигатель (срок работы масла тут меньше в среднем в 1.5-2 раза), сорта и качества топлива, в каких условиях эксплуатируется авто: город-село, дом-работа или постоянные дальние поездки, командировки, автопутешествия.

Немаловажен и возраст автомобиля и его общее техническое состояние. От этого интервала надо еще отнять 10-15% километража на время стоянок в городских пробках и зимних прогревов (холостая работа двигателя).

Вот и получается, что при выведении для себя общей формулы расчета сервисного интервала времени между заменами масла следует все-таки принимать отклонение в меньшую сторону, примерно на 1-1.5 тыс. км. Это оправдано, проверено на практике, причем, на многих марках и моделях машин.

К добавкам в масла двигателей различных присадок, типа антифрикционных («Форум»), противоизносных (Energy Relize) и пр. отношение самих производителей автомобилей крайне негативное. Аргументация простая – в их масла уже введен полный пакет присадок, обеспечивающий защиту двигателя.

Масло «маслянистее» от добавок не станет, но навредить этим вполне можно, разрушив химическую формулу используемого масла, и в первую очередь – несовместимостью компонентов и «выпадением» присадок в шлам. Это очень опасно, т.к. можно просто загубить двигатель, причем за довольно короткий срок.

И не забывайте вместе с маслом заменить масляный фильтр, желательно и воздушный тоже. Покупайте масла и фильтры только в специальных автомагазинах или у проверенных поставщиков с хорошей репутацией.

Один отзыв

  1. Ирина
    06 Апр 2016 в 18:33

    Делая выбор моторного масла нужно учитывать, что по одному допуску автопроизводитель может сертифицировать сразу несколько марок масла одного и того же производителя.

    Ответить

Добавить комментарий