6П6с двухтактный усилитель схема пронина

Популярность ламповых усилителей звука всё растёт, поэтому и я решил собрать УМЗЧ по двухтактной схеме на лампах 6П6С. Сразу скажу — звук действительно неплох, хотя еще долго и вдумчиво не слушал. Мощности хватает за глаза, правда сложновато было фон убрать, особенно в правом канале. Собрал по приложенной схеме, только выпрямитель сделал на 5Ц3С, после кенотрона конденсатор 47 мкф, на каждый канал свой дроссель Д21, после каждого дросселя по 330 мкф ёмкости и все равно немного гудит.

Принципиальная схема УНЧ на лампах 6П6С

Начал экспериментировать. После кенотрона поставил 4 мкф, а после дросселя увеличил ещё. Провода сделал возможно короче. Немного изменил разводку земли. Убрал стабилитроны так как они шумят. Заметил, что фон бывает при разных токах выходных ламп, так как они разные (неподобранные) тогда нужно катодный резистор отдельно на каждую подбирать. А узнать перекос можно замерив напряжение между анодами.

Вводил фиксированное смещение, токи ламп выставлял. Заметил, что если вытащить лампу 6Н9С в любом канале, то фон в этом канале исчезает, получается выходной каскад не виноват. Если между катодом 6Н9С и землей поставить емкость 100 мкф, то фон уменьшается в несколько раз.

В общем звучание хорошо очистилось от фона, гула и других ненужных вещей, но окончательная победа ещё впереди. В любом случае можно собирать УНЧ в корпус.

Из чего сделать корпус для лампового УНЧ

Корпус сделал из МДФ — смотрится очень стильно! Импортные трансформаторы (звуковые и силовой) выглядят солидно, поэтому решил не прятать их под кожух, а оставить сверху. Конечно по некоторым параметрам усилители с применением ламп не дотягивают до микросхем, но у них есть и свои преимущества. По крайней мере обычная TDA2030 или TDA1555 , на которых лепят 90% китайских компьютерных колонок, даже рядом не валялись! Сборка и испытание усилителя — igor3333.

Популярность ламповых усилителей звука всё растёт, поэтому и я решил собрать УМЗЧ по двухтактной схеме на лампах 6П6С. Сразу скажу — звук действительно неплох, хотя еще долго и вдумчиво не слушал. Мощности хватает за глаза, правда сложновато было фон убрать, особенно в правом канале. Собрал по приложенной схеме, только выпрямитель сделал на 5Ц3С, после кенотрона конденсатор 47 мкф, на каждый канал свой дроссель Д21, после каждого дросселя по 330 мкф ёмкости и все равно немного гудит.

Принципиальная схема УНЧ на лампах 6П6С

Начал экспериментировать. После кенотрона поставил 4 мкф, а после дросселя увеличил ещё. Провода сделал возможно короче. Немного изменил разводку земли. Убрал стабилитроны так как они шумят. Заметил, что фон бывает при разных токах выходных ламп, так как они разные (неподобранные) тогда нужно катодный резистор отдельно на каждую подбирать. А узнать перекос можно замерив напряжение между анодами.

Вводил фиксированное смещение, токи ламп выставлял. Заметил, что если вытащить лампу 6Н9С в любом канале, то фон в этом канале исчезает, получается выходной каскад не виноват. Если между катодом 6Н9С и землей поставить емкость 100 мкф, то фон уменьшается в несколько раз.

В общем звучание хорошо очистилось от фона, гула и других ненужных вещей, но окончательная победа ещё впереди. В любом случае можно собирать УНЧ в корпус.

Из чего сделать корпус для лампового УНЧ

Корпус сделал из МДФ — смотрится очень стильно! Импортные трансформаторы (звуковые и силовой) выглядят солидно, поэтому решил не прятать их под кожух, а оставить сверху. Конечно по некоторым параметрам усилители с применением ламп не дотягивают до микросхем, но у них есть и свои преимущества. По крайней мере обычная TDA2030 или TDA1555 , на которых лепят 90% китайских компьютерных колонок, даже рядом не валялись! Сборка и испытание усилителя — igor3333.

Соорудил недавно двухтактный усилитель без межкаскадных емкостей. Звук — бомба. Но в настройке требует тщательности. На входе УНЧ использовал тесловскую лампочку EF22. Даю для начала схему оригинальную на 6Ж8 и 6П6С, а желающие могут поэкспериментировать с другими типами ламп. Выходная мощность при 0,5 В на входе получилась 10 Вт в классе А. В выходном каскаде использовал 6П3С-Е, с 6П6С будет уровень мощности поменьше.

Схема на 6Ж8

Из принципиальной схемы усилителя видно, что между анодом предоконечного каскада Л1 и выходным двухтактным каскадом Л2, Л3 отсутствует переходной конденсатор, который вносил бы фазовый сдвиг. Это обстоятельство позволило применить весьма глубокую отрицательную обратную связь без опасности самовозбуждения усилителя. Большая величина отрицательной обратной связи резко снижает коэффициент нелинейных искажений, который при выходной мощности около 6 Вт не превышает 1%. Напряжение обратной связи снимается с обмотки II выходного трансформатора и через сопротивление R8 подается на катод лампы Л1. Цепь обратной связи также не содержит реактивных элементов, которые вносили бы фазовый сдвиг.

Вследствие того что анод лампы Л1 связан гальванически с сеткой лампы Л2, нормальная работа ламп Л2 и Л3 обеспечивается тщательным подбором их режима при помощи сопротивлений R3, R6 и R7 таким образом, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп Л2 и Л3 по отношению к их катодам было равно—12 В. При этом оконечный двухтактный каскад работает в режиме класса А. Напряжение на экранную сетку лампы Л1 подается с общего катодного сопротивления R7 ламп Л2 и Л3. Усилитель потребляет ток около 100 мА. Напряжение НЧ, усиленное лампой Л1, подается на сетку лампы Л2. На катоде этой лампы возникает напряжение низкой частоты в — такой же фазе, что и на ее управляющей сетке.

Если заземлить управляющую сетку лампы Л3, то между ней и катодом будут действовать напряжение в противофазе с напряжением между управляющей сеткой и катодом лампы Л2, что и требуется для нормальной работы двухтактного каскада. Непосредственно заземлять управляющую сетку лампы Л3 нельзя, так как при этом нарушится режим работы ламп Л2 и Л3, поэтому она заземлена по низкой частоте через конденсатор С3.

Трансформаторы звука поставил ТВЗ-1-6, с ними на всех приводимых АЧХ всегда подъем от 10 кГц. Это результат действия функции компенсации. Из результата измерений "усилитель + соединительные кабеля" вычитается результат кабелей, что приводит к такому эффекту. Надо сделать себе хороший кабель, тогда такого не будет. При снижении анодного напряжения Кни слегка увеличивается, при увеличении уменьшается.

Схема на EF22

Блок питания

Если нет опыта построения ламповых усилителей, делать эту схему не советую. Здесь нет развязок по постоянному напряжению, все режимы ламп завязаны между собой вкруговую. Он несколько сложноват в настройке. Схема — двухтакт-сэлфсплит с непосредственной связью каскадов на EF22 и 6П3С-Е.

Не удержался — таки прилепил подсветку зеркала.

Измерения при 8 Вт выходной мощности. При 10 Вт КНИ возрастает до 1,2%.

Несмотря на корявенький спектр, звук просто убойный: живой, натуральный. Бас можно руками потрогать, настолько он рельефный и выразительный. Вот записал видео:

Видео работы УНЧ

Если надумаете повторять эту схему — почитайте вначале оригинальную статью.

Звук ламповый, мягкий, особенно бас. О натуральности звучания говорить не буду, это понятно. Как уже сказал когда-то, барабаны как будто у меня в комнате 🙂 В общем если будут вопросы — спрашивайте на конференции. С вами был Gamzan.

Обсудить статью ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Оцените статью
Много толка
Добавить комментарий