Canon 24 105 на кропе

Артем Кашканов, 2011

Иногда у человека возникает совершенно нормальное желание — на что бы потратить **.*** рублей, чтобы было круто, стильно и для души. Особенно это желание обостряется, когда эта сумма образовалась неожиданно и лежит в кармане, приятно оттягивая его. Если при всем при этом вы заядлый фотограф, то скорее всего, вы будете смотреть на фототехнику — новые фотокамеры, объективы, вспышки и прочие принадлежности.

Стыдно признаться, но до недавнего времени я почти все снимал на Canon EOS 400D с китовым объективом 18-55 мм. Ничего про него плохого не скажу — за те деньги, что он стоит, это единственный и бескомпромиссный вариант штатного объектива, который дает вполне адекватное качество картинки.

Наступил мой день рождения и я решил побаловать себя обновкой — купить для своей зеркалки хороший штатник. Вопрос цены волновал во вторую очередь. Хотелось купить объектив непременно с "красным колечком" (серия L).

Почему "элька?"

Не подумайте, что это дань моде или престижу. Более того, среди "не-L" объективов есть достойные модели, адаптированные под кроп. Например — Canon EF-S 17-55mm F/2.8, Canon 15-85mm F/3.5-5.6, не говоря уже про многочисленные топовые "кропнутые" объективы от Sigma и Tamron. Мне нужен был объектив, чтобы потом можно было минимальной кровью перейти на полный кадр. Именно поэтому я рассматривал "эльки".

Из чего я выбирал?

Основных кандидатов было три (здесь и далее привожу названия в сокращенном виде):

2. Canon 24-105/4L

3. Canon 24-70/2.8L

Качество картинки у всех этих объективов очень хорошее, поэтому больше внимания уделялось светосиле и фокусным расстояниям.

Вопрос светосилы

Читая форумы, вы наверняка читали мнения "гуру", что все что темнее f/2.8 — "фигня полная". Что же, заявление довольно категоричное, попробуем выяснить, в чем корень зла и настолько ли страшен черт, каким его малюют.

Для чего нужна большая светосила?

1. Для портретной съемки. Длиннофокусный светосильный объектив дает хорошее размытие заднего плана.

2. Съемка быстро движущихся объектов на низком ISO.

Для какой фотосъемки большая светосила не нужна?

Собственно, все остальное. Любая съемка на улице — на природе или в городе, днем или ночью. Пейзаж снимается на прикрытой диафрагме, так как для него требуется большая глубина резкости. Макро — то же самое. Вечером и ночью в любом случае понадобится штатив.

Проанализировав свои фотографические пристрастия (см. фотогалерею), я пришел к выводу, что большая светосила не является для меня критически-важным параметром. По этой причине объектив Canon 24-70/2.8L (самый дорогой, за счет большой светосилы) был вычеркнут из списка желаний.

Фокусное расстояние — что реально нужно для съемки на природе?

Любой мало-мальски грамотный фотолюбитель знает, что для съемки пейзажа объектив с широким углом зрения. А насколько широким? Этот вопрос часто ставит в тупик.

Я снимаю пейзажи уже больше 10 лет и с полной уверенностью могу сказать, что действительно широкий угол зрения (ЭФР 28 мм и менее) нужен в лучшем случае 1 раз на 100 снимков. И то, почти всегда удается найти такой ракурс, с которого удастся сделать удачный снимок с 35-миллиметровым объективом. Если нужно "объять необъятное", для этого есть сверхширокоугольные объективы, например, Samyang 14mm (под полный кадр) или Canon 10-18mm (под кроп).

Я просмотрел свои наиболее удачные фотографии и с удивлением обнаружил, что "среднее" фокусное расстояние лежит в интервале 35-80 мм (в пленочном эквиваленте). Это означает, что объектив, адаптированный под кроп, должен иметь диапазон фокусных расстояний 22-50мм. Что греха таить — когда я пользовался китовым объективом, часто не хватало "чуть-чуть зума". По этой причине отпал Canon 17-40/4L.

Покупка Canon 24-105/4L

Таким образом методом исключения я пришел к окончательному варианту — Canon 24-105/4L. Стоимость нового объектива в моем городе на момент покупки составляла — от 36500 до 41000 рублей. Сначала я решил поискать б/у, но ничего хорошего не нашел. Я посмотрел два экземпляра, один за 25000 рублей, второй чуть дороже. У первого обнаружился небольшой, но заметный бэкфокус, второй гоняли "в хвост и в гриву" на съемке свадеб, в результате чего был ощутим механический износ — кольцо зума слегка "закусывало" на 50 мм. Больше предложений не было.

Объектив был приобретен за 36500 рублей, в подарок к нему дали защитный фильтр стоимостью 1500 рублей.

Привожу несколько полноразмерных фотографий, сделанных на разных фокусных расстояниях. Фотографии из реальной жизни, никаких специальных тестов я не проводил. EXIF фотографий сохранен. Съемка велась в формате JPEG на аппарат Canon EOS 400D.

Вывод

Несмотря на то, что объектив предназначен для "полного кадра", на кропе он также показал себя вполне универсальным. Диапазон эквивалентных фокусных расстояний получается 38-168 миллиметров, что вполне пригодно для использования этого объектива в качестве тревел-зума. Естественно, иногда бывают ситуации, когда широкого угла не хватает, но это бывает редко и практически всегда можно выбрать такую точку съемки, что в кадр помещается все что нужно. Это учит не просто нажимать на кнопку, а еще и думать, как лучше выстроить композицию. Зато фокусное расстояние и светосила на длинном конце позволили мне отказаться от необходимости таскать с собой телеобъектив Canon 75-300mm F/4.0-5.6 IS USM (в основном я его использовал в диапазоне до 150 мм, так как дальше резкость картинки существенно снижалась) — в путешествиях и поездках это большой плюс.

Если говорить о недостатках объектива — все довольно субъективно. Я для себя существенных минусов в нем не нашел. Естественно, совершенству нет предела — кое-где иногда проступают хроматические абберации, хотелось бы лучшей бликоустойчивости, возможно, кто-то найдет на картинках пресловутое "мыло" (которое вполне могло быть следствием сжатия JPEG, которое у 400D не самое аккуратное).

Положительные качества — очень хорошая цветопередача, резкость и контрастность изображения. Понравилась работа автофокуса — быстрая и четкая. Стабилизатор хорошо "держит" картинку, позволяя снимать без штатива с выдержкой до полусекунды. Резкость и цветовой оттенок картинки не меняются при зумировании, как это часто бывает у недорогих объективов. Постоянная светосила не меняет яркости картинки при зцммировании — это оценят любители снимать в ручном режиме. За 4 года использования в объектив не проникло ни одной пылинки. Объектив передает картинку такой, какая она есть, практически ничего от себя не добавляя — вот главное его достоинство!

p.s. Какие альтернативы?

Если у вас нет нужды переходить на полный кадр, а нужен объектив с более-менее широким диапазоном фокусных расстояний (для путешествий), посмотрите в сторону Canon EF-S 18-135mm IS STM. Это главный конкурент 24-105L в "кропнутом" сегменте. У него более простой внешний вид, корпус сделан он из пластика, но оптика хорошая. Единственный существенный недостаток — "подмыливание" на диапазоне 100-135 мм. Но при этом имеется широкий угол и стоимость его в 2 раза меньше, чем у 24-105L.

Объектив Canon EF 24-105mm f/4 USM L IS — высококачественный штатный 4.4-кратный зум-объектив для зеркалок Canon. Прежде всего он предназначен для использования с полнокадровыми аппаратами, но и среди владельцев "кропа" он пользуется большой популярностью. По сравнению со "старшим братом" EF 24-70mm f/2.8 USM L он относительно компактен и легок, а также имеет функцию стабилизации изображения. Кому-то может не понравится сравнительно небольшая светосила, но зато объектив имеет более удобный диапазон фокусных расстояний.

Качество изготовления корпуса объектива отличное благодаря качественным материалам и минимальным допускам. Ничего не люфтит, кольца зумирования и фокусировки приятны на ощупь и поворачиваются очень мягко. Объектив устойчив к воздействию внешней среды — пыль, влажность. Механизм зумирования традиционный — передняя часть объектива выдвигается вперед с увеличением фокусного расстояния. Передняя линза при фокусировке не поворачивается, это облегчает использование поляризатора. В комплекте с объективом идет бленда.

Автофокус очень быстрый, точный и почти бесшумный. Ручная фокусировка всегда доступна безо всяких переключений режимов (FTM).

Стабилизатор изображения позволяет компенсировать 3 стопа экспозиции. Стабилизатор предназначен для съемки только статичных сцен. Режима "съемки в движении" нет. Это неудивительно, поскольку съемка быстродвижущихся объектов не есть первоочередная задача для этого объектива.

Объектив имеет размер 84*107 мм, вес 670 г, диаметр светофильтра — 77 мм. Минимальная дистанция фокусировки — 0.45 м. В комплекте с объективом поставляется бленда.

Искажения

При минимальном фокусном присутствует небольшая "бочка", но при 40 мм и больше дисторсия практически отсутствует.

Искажения на 24мм:

Искажения на 40 мм:

Искажения на 70 мм:

Искажения на 105 мм:

Виньетирование

Посколько тест "полнокадрового" объектива проводился на "кропнутой" зеркалке Canon EOS 50D, в связи с этим, виньетирование было очень незначительным. Максимальное виньетирование наблюдается на длинном конце с полностью открытой диафрагмой. Закрытие диафрагмы на 1 стоп сводит виньетирование на нет.

Разрешающая способность

Canon EF 24-105mm f/4 USM L IS в лабораторных тестах показал очень впечатляющие результаты. Разрешение в центре кадра отличное, по краям кадра — очень хорошее. На диапазоне 70-105 мм разрешающая способность по краям немного снижается, но стоит чуть прикрыть диафрагму, все опять становится исключительно четким.

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации могли быть и поменьше у объектива такого класса. При диафрагме 4 ширина цветных каемок хостигает 1.5 пикселя. Наименьшая интенсивность аберраций наблюдается при диафрагме 8 в середине диапазона фокусных расстояний.

Боке (рисунок размытия)

Canon EF 24-105mm f/4 USM L IS обладает довольно приятным боке (для зум-объектива). Вокруг ярких точек в зоне размытия наблюдется кольцевые ореолы ("бублики"), которые наиболее ярко выражены при 105 мм и диафрагме 4. Закрытие диафрагмы чуть снижает их интенсивность — они не исчезают, но уже не причиняют особого беспокойства. Вцелом боке очень мягкое.

Образцы снимков

Образцы снимков можно посмотреть в статье Объектив Canon 24-105mm 1:4L IS USM на кропе 1.6. Снимки сделаны фотоаппаратом Canon EOS 400D.

Приговор

Canon EF 24-105mm f/4 USM L IS показал очень достойные результаты. Разрешающая способность очень высока в большинстве режимов (исключение — края кадра при фокусном расстоянии от 70 до 105 мм при открытой диафрагме). Виньетирование на кропе проявляется очень незначительно. Дисторсия чувствуется при 24 мм, но в остальном диапазоне практически отсутствует. Боке мягкое. Хроматические аберрации на среднем уровне.

Конструкция объектива прочная и надежная, она вполне соответствует профессиональному классу объектива. Стабилизатор изображения работает эффективно, но расчитан только на съемку статичных сцен (на съемку в движении он не расчитан).

При использовании на "кропе" диапазон фокусных расстояний составит 38-168 мм. В этом смысле Canon EF 24-105mm f/4 USM L IS — штатный объектив, который лучше себя проявит на полном кадре. Если вы его покупаете для использования на "кропе", рассмотрите еще EF-S 17-55mm f/2.8 USM IS, возможно он вам больше понравится по фокусным расстояниям. А качество картинки у них сопоставимое.

Итоговые оценки

    Оптические характеристики: 3.5

Механические характеристики: 4

Расшифровка шкалы оценок: 5 — идеал; 4 — очень хорошо, но есть небольшие замечания; 3 — хорошо, добротный средний класс; 2 — ниже среднего; 1 — плохо

Не согласен со многими по поводу "темный" и т. п. А что простите не темное и близкое по параметрам? Тамроны и сигмы? Этот хлам и даром не нужен. Эльки дают превосходное качество изображения. А фоткать корпоративы и свадьбы в помещениях в любом случае нужна внешняя вспышка, я не прав? Или есть герои, кто фоткает пьяные свадьбы одним объективом "светлым" без пых вообще? Что это за пионэры?

прекрасно снимаю и вечером и в солнечную погоду и в помещениях. Никакой темноты я не вижу. А вот у тамронов есть такое, даже с 2,8 есть и каша и серость и темень.

Так что, если не 24-105 использовать на кропе по максимуму?

Оцените статью
Много толка
Добавить комментарий