Что такое vf в автомобильном радио

Что такое vf в автомобильном радио

Редкая автомобильная технология с годами не эволюционировала в сравнении с изначальным вариантом до полной неузнаваемости. Однако есть и такие давно привычные вещи, которые практически не претерпели изменений. Например, радиоприемник в автомобиле. Впрочем, если изменений нет у нас с вами, это не значит, что их нет в остальном мире. Давайте узнаем, что такое DAB-радио, HD-радио, Sirius XM, и как это работает.

Считается, что первый автомобильный радиоприемник появился в 1930 году. Им стал Motorola 5T71 американской компании Galvin Manufacturing Corporation, будущей Motorola. Сегодня на дворе 2018-й, а значит, аналоговое радио звучит в наших автомобилях практически в неизменном виде уже… 88 лет! Редкостный пример долгожительства и консерватизма, надо заметить.

Да, радио в машине с годами приобрело информативный дисплей, автоматическую настройку и память, в его сигнал «вплетена» полезная информация в формате RDS, но в целом оно фактически осталось таким же, как и на заре автомобилизации – принимающим старый добрый аналоговый сигнал. Впрочем, аналоговое радио постепенно уступает позиции цифровому: все больше стран планируют отказ от вещания в «аналоге» и переходят на «цифру».

Главное преимущество цифровых стандартов – гораздо большая плотность станций. Сейчас в «аналоге» сетка частот такова, что промежутки между станциями FM-диапазона 87,5 — 108 МГц составляют не менее 400 килогерц. С такой сеткой в диапазоне помещается около полусотни станций, и пустых участков нет потому, что любой редкий случай выставления высвободившейся частоты на конкурс, скажем, в московском регионе, вызывает нешуточный ажиотаж среди медиакомпаний. Если вещание перевести на цифровой стандарт, количество свободных частот увеличится раз в двадцать. А значит, получить место для вещания будет легче. Может, даже вырастет количество интересных узкоформатных станций, среди которых каждый найдет что-то по душе.

Как это работает?

В Европе в качестве цифрового стандарта принят DAB — Digital Audio Broadcasting. Сегодня он уже существует в версии DAB+, но мы для простоты будем называть его просто DAB.

Исторически сложилось, что DAB-вещание обосновалось в диапазоне частот 175-239 МГц. Этот участок разбит на фиксированные каналы, в каждом из которых может работать полтора-два десятка станций, не мешая друг другу. Для того чтобы «ловить» цифровое радио, нужен соответствующий приемник, в котором имеется DAB-тюнер. Сегодня в ассортименте большинства известных брендов есть автомобильные головные устройства, имеющие в своем составе как аналоговый тюнер для участка 87,5 — 108 МГц, так и цифровой, для участка 175 — 239 МГц.

Антенна для DAB может представлять собой небольшую коробочку, наклеиваемую в угол лобового стекла автомобиля.
Если головное устройство в машине не умеет принимать DAB, а менять его не предполагается, можно приобрести отдельный DAB-приемник, выполненный в виде штекера в прикуриватель. Он тоже потребует выведения отдельной приемной антенны, а с автомобильной аудиосистемой соединяется либо через ее линейный вход, либо через вход AUX, либо через встроенный в DAB-приемник налоговый FM-трансмиттер.
Количество и качество

Главный плюс DAB – расширение частотного ресурса и появление большого количества узкосегментированных радиостанций. Скажем, радио для любителей собак, разговоров исключительно о политике, любителей рыбной ловли или фанатов «Локомотива».

Главных минусов – два. Во-первых, это, конечно же, необходимость покупать новую автомагнитолу. А во-вторых, как ни парадоксально – отсутствие сколь-либо заметных улучшений в качестве звучания. Реальность такова, что цифровое радио DAB на одной и той же акустической системе звучит ничуть не лучше аналогового…
Гаджеты

Мультимедиа из СССР: автомобильная «музыка» прошлого века

Долгие годы музыкальное сопровождение в автомобиле могло обеспечить только радио, впервые зазвучавшее для человека за рулем в 1920-е годы. Ни грампластинки, ни бобины с магнитной пленкой, которые крутились в домашних…

И увеличение радиуса вещания «цифра» тоже не дает. Скорее, наоборот: при выходе из зоны устойчивого вещания, когда вы, к примеру, выезжаете за город, аналоговая станция достаточно долго продолжает звучать, потом появляются легкий шум и помехи, затем они нарастают и, наконец, музыка или голос полностью тонут в шумах. А DAB-станция уже на границе легких помех пропадает разом… Особенно неприятен этот эффект в плотной высотной городской застройке, где встречаются «пробелы» DAB-покрытия. Там, где «аналог» просто временно ухудшает качество, «цифра» начинает «проглатывать» куски. Иногда не спасает даже буферизация цифрового потока в приемнике, рассчитанная как раз на такие случаи.

DAB-вещание в мире и в России

Цифровое радиовещание появилось более двух десятков лет назад, но единого стандарта цифрового радиовещания в мировом масштабе нет. В США местный цифровой формат под названием HD-radio не совместим с европейским DAB: там применено гибридное вещание одновременно «цифры» и «аналога» на традиционных «аналоговых» частотах. Китайский CDR (China DigitalRadio) с европейским цифровым радио тоже несовместим.

Но и внутри самой Европы нет единства. Правда, не в стандартах, а в подходе к концепции. Единственной страной, целиком перешедшей на DAB и полностью прекратившей вещание в аналоговом формате, в конце 2017 года стала Норвегия. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран, и до полного вытеснения «аналога» там весьма далеко. В то же время около половины европейских стран находятся в положении глубоко раздумывающих о введении DAB. К примеру, буквально в прошлом году «цифра» появилась в эфире Чехии, но зато Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, от DAB отказалась, сочтя его нецелесообразным.

Читайте также:  Приложение для распределения дня

В России DAB-вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, и не раз анонсировалось введение «цифры» в будущем, но пока никаких реальных подвижек нет.

Вернее, почти нет. Несколько лет назад в Москве проводилось пробное тестовое вещание с размещением передатчиков на Останкинской башне, к тому же существует отечественный собственный стандарт РАВИС. Правда, тоже несовместимый с DAB.

Почему внедрение «цифры» в нашей стране идёт, мягко выражаясь, вяло? Во-первых, из-за опасений невостребованности DAB среди вещателей. Все радиостанции живут за счет рекламы, а общего бюджета всего рекламного рынка России просто не хватит на возросшее в несколько раз количество станций. Ну и, как минимум, нужно дождаться ухода в «цифру» телевидения, потому что сейчас DAB-диапазон у нас занят аналоговым телевещанием: на этих частотах сидят каналы НТВ, Россия-1 и Матч.

Радио через спутник

Музыка в машине ХХ века: от грампластинок до СD

Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все…

Говоря об эволюции радио, нельзя не упомянуть это отдельное и особое направление радиовещания, также ориентированное в основном на автомобилистов. Принципиальным и важнейшим его отличием от наземного радиовещания (что аналогового, что цифрового) является огромный радиус охвата. Если наземное радио работает в радиусе 50-80 километров от передающей антенны, то спутниковое работает везде. Неудивительно, что появилось оно именно в США с их развитой автоиндустрией, массовыми дальними грузоперевозками и популярным среди населения автомобильным туризмом. Можно ехать десятки и сотни километров от города к городу, пересекать границы штатов – и везде любимая радиостанция будет с тобой!

Спутниковое радио до сих пор остается фирменной американской фишкой. В начале 90-х годов появились две компании спутникового вещания — Sirius и XMRadio, а в 2008 году они объединились под общим названием SiriusXM. Вещание ведется на частотах 2332,5 — 2345,0 МГц с четырех спутников и через сети дополнительных земных ретрансляторов на территории США, Канады и в 300-километровой морской зоне вдоль побережья. На других континентах и в иных странах SiriusXM не ловится. Однако известны случаи приема даже в России, когда подержанные грузовики из США, в которых был установлен приемник и чудом сохранилась оплаченная подписка, попадали в районы Чукотки и Камчатки, где захватывали край зоны вещания. Впрочем, это исключение, а не правило.

Работает SiriusXM по платным тарифам. Обычно при покупке нового автомобиля или приемника предоставляется тестовый период в 2-3 месяца, а затем требуется оплата от $11 в месяц за базовый пакет из 80 станций и дороже.

Автомобили, производимые в США и для США, зачастую уже обладают встроенными тюнерами SiriusXM. В них для перехода в режим приема со спутника служит кнопочка «satellite radio». В этом случае спутниковое радио изначально интегрировано в аудиосистему и установлена антенна.

Для тех авто, где штатного тюнера с SiriusXM нет, доступны «комплекты дооснащения» по цене $50-70 – небольшие приемнички с выносной антенной и дисплеем, выглядящие как GPS-навигаторы. Такие гаджеты устанавливаются на торпедо или центральную консоль, а со штатной аудиосистемой соединяются проводом через вход AUX.
Что звучит?

Сегодня в сетке вещания SiriusXM работает 150 станций. Среди них есть каналы, которые ведут «тамошние» медийные знаменитости – Опра Уинфри, Говард Стерн, известные стендап-комики. На радиостанциях SiriusXM многие музыканты и группы дают живые концерты, которые впоследствии выходят отдельными дисками. Целый сегмент специализированных станций посвящен популярным спортивным состязаниям и околоспортивной жизни в своей сфере. Это гонки NASCAR, игры NBA и NHL, гольф-турниры серии PGA Tour и тому подобное. В спортивном вещании как нигде важна непрерывность звучания вне зависимости от маршрута и его продолжительности, поэтому трансляции спортивных событий по SiriusXM – любимое развлечение американских дальнобойщиков, коммивояжеров и прочей публики, проводящей дни и ночи за баранкой.

А вот в нашей космической стране спутниковое радиовещание – еще большая фантастика, чем цифровое DAB… Если с последним что-то рано или поздно решится, то инвестировать в спутники в расчете на сбор абонентской платы со слушателей никто никогда не рискнет. Ну а про какую-то госпрограмму в этой области говорить и вовсе не приходится…

Радио в японском автомобиле

Все автомобили с внутреннего Японского рынка оснащены радио приемниками принимающими FM и AM диапазоны. С AM диапазоном проблем нет, он имеет ту же полосу частот что и наш отечественный который подписывается как средневолновый 503-1286КГц. А вот с FM диапазоном сложнее, т.к. он делится на три радиодиапазона 65,9-74 МГц в нем вещались и вещаются радиостанции бывшего СССР :-). Следующий 76-90 МГц, на нем ведется активное вещание в Японии. Последний диапазон частот 87,5-108 МГц используетя Америкой Европой и Россией. А теперь ворос для чего такая заморочка была придумана? А для того чтоб во временя холодной войны между державами граждане не прослушивали на бытовых радиоприемниках радиопредачи условного врага. Хотя непонятно почему тогда диапазон средних волн у Нас одинаковый, да и радио передачи на средних волнах можно пойма за пару тысяк километров, а УКВ не дальше пары сотен … — Вояки одним словом 🙂

Читайте также:  Прозапас днс как оплатить бонусами

Теперь к делу. Большенство FM радиостнций в городах России вещают именно в европейском диапазоне и для приема их на японском радиоприемнике необходимо произвести адаптацию. Адаптацию можно выполнить двумя путями.

Переделать непосредственно радиоприемник. Несмотря на то что японкие радио приемники заточены именно на работу в японском диапазоне частот, возможность переделать есть. Достигается это выпаиванием перемычки определяющей рабочий диапазон частот. После еще необходимо произвести подстройку катушек индуктивности в блоке радиоприемника. В целом такой метод может реализовать только человек с довольно широкими знаниями в радиоэлектронике. Если же Вы не обладаетель таких знаний, то можно отдать работу знатному радиолюбителю который проделает работу за Вас и за определенное денежное вознаграждение. При удачных обстоятельствах, если магнитолла все еще будет рабтать не погибнув от смелых и неосознанных действий мастера 🙂 должны получить хорошее качество приема всех радиостанций в европейском диапазоне, соответсвенно японский диапазон нам будет не доступен после данной переделки.

Второй метод. Он гораздо попроще в реализации, но для хорошего результата надо будет немного поэксперементировать. Начинается он с установки FM конвертора сдвигающего частотный диапазон. Разумеется конвертер стоит уже почти у всех и данной идеей Я Вас не удивил, но качество приема радиостанций особенно в городе с конвертером очень сильно страдает и это главная проблема. Качество приема здесь ухудшается тремя факторами:

радиоприемник теперь принимает на частоте прослушиваемой радиостанции два сигнала, сигнал частоты которая отображается на дисплее и сигнал котрый сдвигается конвертором. Соответсвено Мы будем слушать грубо говоря обе радио станции одновременно. Ну прям такого Я не встречал, но сигнал помехи нам гарантирован.

шаг при поиске радиостанций у Японцев 0.2MHz а в европейском диапазоне 0.1MHz. Соответвенно при поиске часто бывает что радиоприемник не может поймать несущую частоту радио и принимает радио станцию за помеху. И если же в ручную настроиться на необходимую частоту, то прием будет не уверенным.

в Японских машинах с приличной комплектацией аудио систем, часто встречаются активные радио антены. В этих антенах установленны усилители и фильтра выделяющие именно Японский диапазон частот ослабляя все что к нему не относится. Это повышает помехозащенность от соседних частот которые могут мешать уверенному приему при высокой плотности несущих радиочастот. В общем этот очень полезный в Японии фильтр прилично ослабляет наш европейский диапазон.

Разобравшись в причинах разберемся в том, что Мы можем сделать.

Самый простой способ поменять магнитоллу на ту, у которой есть нормальный европейский диапазон. Таким образом Мы сразу выполним два пункта мешающих слушать радио без помех. Но третий пункт все равно будет досаждать периодическими помехами при прослушивании. Третий пункт можно выполнить только двумя способами.

Первый — необхдимо снять антену, демонтировать усилитель, и заменить штырьевую родную антену на более длинную, как минимум в три раза длиннее. В этом случаи небходимо будет поменять антену полностью, т.к. длинный антенный штырь не будет держаться в штатном подвижном шарнире и будет постоянно заваливаться. Еще одинм минусом в данном методе будет нарушение дизайна автомобиля, длинный штырь антены будет неуместно смотреться на современном автомобиле.

Второй – заменить фильтра в антенном усилителе. Данный способ более сложный в исполнении, но зато в итоге Мы получим поноценную антенну отвечающим всем вышеперечисленным требованиям.

Фильтра представляют собой трех ногую микросхему, такик микросхем нам понадобится две. Для замены фильтров сначала необходимо демонтировать антену. Для этого необходимо аккуратно оттопырить потолочную обшивку и головкой на 19мм открутить гайку фиксирующую антену. Вытаскивая гайку необходимо быть осторожным и не выронить ее во внутрненности усилителя крышы. Если это сделать, то потом будет занятие на пол часика по извлечению ее от туда. Далее демонтированную антуну разбираем и выпаиваем из нее плату усилителя. В данной плате и стоят наши виновники мешающие слушать качественно радио, два фильтра. Для пайки фильтров лучше воспользоваться паяльной станцией. Из-за того, что плата усилителя имеет двухсторонний монтаж, прогреть ее одним обычным паяльником вероятность не большая. После замены фильтров все собираем в обратном порядке и наслаждаемся результатом – прием FM радиостанций уверенный, прием AM радиостанций тоже не плох :-).

Теперь хочу рассказать о промежуточных решениях в вопросе адаптации радиоприема к нашему радио диапазону без замены родной магнитоллы включающей радио приемник.

Первый вариант. Ставим просто конвертор FM диапазона. Да мы сразу получаем помехи от наложения частот в FM диапазоне, плюс очень серьезное ослабление в AM диапазоне. Для снижения ослабления в диапазоне средних волн необходим просто вывести выключатель питания конвертора. Без питания конвертор не работает и не ослабляет полезный сигнал AM диапазона, хотя ослабление все же есть но оно не так значительно. Многие спросят, а зачем вообще на AM диапазон, здесь изначально все радиостанции шипят и звук не какой. А вот нравятся Мне слушать радио в дальних поездках, плюс Я живу на Сахалине, а он рядом с Японией и иногда вечерком едешь из далека, поймаешь какую нибудь прикольную радиостанцию и получаешь некое удавольствие от некого разнообразия. Думаю есть единомышленники и в других регионах.

Читайте также:  Ростелеком сыктывкар не работает интернет

Воторой вариант. Снимаем плату усилителя из антены, провод от тантены припаиваем напрямую к кабелю. Далее ставим сначала конвертор FM диапазона а за ним уже подпаиваем демонтированный усилитель провод от которого уже вставляется в радио приемник. Результатом будет плохой прием AM радиостанций, как с этим бороться Мы уже знаем :-), и более уверенный прием FM, но всеравно нам еще далеко до результата европейских радиоприемников.

AF — (Alternative Freguency) Если прием плохой, происходит автоматическое переключение на другую частоту, передающую эту же программу в этой же сети RDS с лучшим приемом.

ALL OFF — Все выключено. Режим ожидания (дисплей обычно светится).

AMS — Автоматический музыкальный сенсор. Сколько раз нажмешь, столько записей пропустит. Если пауза менее 4-х секунд или сильные шумы, устройство не работает.

ANG — Регулировка угла лицевой панели

AS — Автоматическое сохранение радиостанций.

ATA — Автоматическое активирование радиоприемника. Для автоматического включения приемника при перемотке вперед или назад.

ATT — Аттенуатор — быстрое уменьшение громкости

BAND — Выбирает функцию радиоприемник и радиодиапазон.

BEER — Функция подачи звукового сигнала, сопровождающего нажатие кнопок. Данная функция формирует тональный сигнал, сопровождающий срабатывание кнопки.

BLANK SKIP — Функция опускания пауз (более 8-ми секунд).

B.M.S.(Bass Management System) — Регулирует уровень усиления НЧ внешнего усилителя при помощи основного устройства.

BTM — Запоминание по оптимальной частоте. Запоминаются более сильные станции.

CLK ADJ — Регулировка времени.

DISP — Режим дисплей.

DNPP (Disc Name Preset Play) — Выбор CD, показываемого в DNPS набора дисков CD в ченджере дисков.

DNPS — Присвоение названия дискам

DSI (Disabled System Indicator) — Замигает красный индикатор после того, как будет снята лицевая пластинка, предупреждающий потенциальных воров.

DSP — Цифровой звуковой процессор.

EJECT — Извлечь кассету, диск.

EON — TA LOCAL — Местный прием дорожной информации.

EON — TA DISTANGE — Дорожные сообщения удаленных радиостанций.

FUNCTION — Включает одну из следующих функций CD, TAPE, TUNER, и т.п.

INTO SCAN — Устройство осуществляет воспроизведение первых 10 секунд каждой записи.

LO.S — Функция локального поиска. При включении функции локального поиска настройка в режиме автоматического поиска пропускает станции с относительно слабым приемом.

M.RDM — Функция воспроизведения в случайном порядке со всех дисков, находящихся в магазине.

PI — Функция автоматического поиска PI.

PI SOUND — Когда переключение AF выполняется на станции с PI, например, С201, AF может переключиться на 100 Мгц при выборе другой частоты AF ( другой PI при том же AF) звука в течении 1 секунды. .

PI MUTE — В той же ситуации будет слышен приглушенный звук в течении менее1 секунды.

POWER — Включение и выключение аппарата (питания).

PS — Быстрое прослушивание (сканирование) фиксированных настроек.

PTY -Выбор типа жандра принимаемой радиостанции. Например — функция последних известий с установкой времени ожидания новостей RTY. Режим, при котором последние известия будут прерывать прослушиваемую вами передачу, включая и транслируемые другими радиостанциями.

RDS — (Система Радио Информации) разработана для передачи информации совместно с программами FM. Эта информация, которая не слышна, содержит данные о названии службы программ, отображении типа программы, сообщения о дорожном движении, автоматическую настройку, настройку по типу программ, и предназначена для того, чтобы помочь радиослушателям на желаемую станцию.

RDM — Функция воспроизведения в случайном порядке. Воспроизводит все дорожки текущего диска в случайном порядке.

REG — Поиск местной радиостанции с RDS.

REPEAT PLAY — Функция повторения дорожки/диска. После окончания воспроизведения данной записи, она будет воспроизведенна с начала.

SCAN (D.SCAN) — Функция просмотра начала дорожек на диске или начала песни на кассете. По очереди воспроизводится начало каждой дорожки на диске или песни на кассете, пока вы не найдете дорожку или песню, которую хотите послушать.

SHUFFLE PLAY — Функция воспроизведения в случайном порядке.

System Q Вы можите вызвать самую лучшую зарнее установленную установку звучания для различного типа музыки.
System Q Установка определяет: показывает ли дисплей факторы System Q (Центральная частота НЧ, добротность НЧ, расширение НЧ, центральная частота СЧ, добротность СЧ и центральная частота ВЧ) в настройке звучания

TA — Функция TA (Срочная дорожная информация, сообщение о дорожном движении) позволяет Вам принимать сообщения автоматически, вне зависимости от того, какой источник сигнала ( тюнер, встроенный проигрыватель компакт-дисков или проигрыватель нескольких компакт дисков) используется в настоящий момент. Функция TA может быть активирована либо для радиостанции ТР, передающей информацию о дорожном движении, или для радиостанции EON TP, передающей информацию, пересекающуюся со станциями TA.

TA SEEK — Поиск радиостанций с RDS.

TA ALARM — Предупреждение о наличии дорожной информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector