Формула расчета топлива для самолета

Формула расчета топлива для самолета

Расчет расхода топлива по участкам маршрута и заправки топливом. Расчет расхода топлива по участкам маршрута производится по следующим данным:

— на участках набора высоты и снижения по среднему часовому расходу топлива, определяемому по таблицам набора высоты и снижения.

— на участках горизонтального полета — по часовому расходу топлива, взятому из таблицы крейсерских режимов горизонтального полета;

— расход топлива на земле, на взлет и посадку и невырабатываемый остаток по данным руководства по летной эксплуатации каждого типа самолета.

Кроме расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета до аэродрома посадки, на каждом воздушном судне должен быть навигационный запас топлива. С определения этого запаса начинают расчет потребного количества топлива.

На основании необходимого навигационного запаса топлива и полученного расхода топлива по участкам маршрута определяют расчетный остаток топлива для каждого ППМ. Определение расчетных остатков топлива начинают от аэродрома посадки, последовательно прибавляя расход топлива по участкам маршрута к предыдущему остатку. Расчетные остатки топлива для ППМ записываются в штурманском бортовом журнале в графе «Расчетный остаток топлива».

Общий запас топлива, необходимый для выполнения рейса, по данным расхода на участках маршрута определяется по формуле:

Qобщ = Qнз + Qмарш + Qвзл пос + Qзем + Qнев ост;

Qнз — навигационный запас топлива;

Qмарш — количество топлива, расходуемого в полете от ИПМ до КПМ, которое определяется как сумма расходов топлива по участкам маршрута;

Qзем — количество топлива, расходуемого двигателями на земле при прогреве, опробовании и рулении;

Qвзл пос — количество топлива, расходуемого на взлет и посадку;

Qнев ост — невырабатываемый остаток топлива.

Решение о количестве навигационного запаса топлива в каждом отдельном случае принимает командир корабля по согласованию с диспетчером в зависимости от метеорологических условий по трассе, на аэродроме посадки и расстояний до запасных аэродромов. Навигационный запас топлива должен обеспечить полет воздушного судна от аэродрома посадки (с высоты принятия решения) до запасного аэродрома и полет в течение 30 мин для захода на посадку. Во всех случаях навигационного запаса топлива должно хватать не менее чем на 1 ч полета. Для воздушных судов, выполняющих полеты вглубь центрального полярного бассейна и в Антарктиде, навигационный запас топлива должен быть не менее чем на 2 ч полета.

Количество топлива и масла на борту вертолетов при полете по ПВП должно обеспечивать: выполнение полета до вертодрома намеченной посадки, после этого продолжение полета в течение 30 минут на скорости, оптимальной с точки зрения расхода топлива.

Количество топлива и масла на борту вертолетов при полете по ПППдолжно обеспечивать:

а) при отсутствии потребности в запасном вертодроме (в случаях, предусмотренных в подпункте «а» пункта Error: Reference source not found настоящих Правил) выполнить полет до вертодрома назначения, после того продолжить полет в течение 30 минут со скоростью полета в зоне ожидания на высоте 450 м над вертодромом назначения при стандартных температурных условиях и выполнить заход на посадку и посадку;

Читайте также:  Приложение сканер для айфона

б) при наличии потребности в запасном вертодроме выполнить полет до вертодрома назначения, осуществить заход на посадку и прерванный заход на посадку (уход на второй круг), а затем продолжитьполет до запасного вертодрома, указанного в плане полета, после чего выполнять полет в течение 30 минут со скоростью полета в зоне ожидания на высоте 450 м над запасным вертодромом при стандартных температурных условиях, произвести заход на посадку и посадку;

в) при отсутствии пригодного запасного вертодрома (в случаях, предусмотренных в подпункте «б» пункта Error: Reference source not found настоящих Правил) выполнить полет до вертодрома назначения и затем позволит выполнить безопасную посадку в течение периода, соответствующего географическим и другим внешним условиям.

При расчете количества топлива и масла учитываются:

1.прогнозируемые метеорологические условия;

2.предполагаемые отклонения от маршрута по указанию органов ОВД и по метеоусловиям, а также задержки, связанные с воздушным движением;

3.при выполнении полета по ППП один заход на посадку по приборам на аэродроме намеченной посадки, а также уход на второй круг;

4.любые другие условия, которые могут задержать посадку воздушного судна или вызвать повышенный расход топлива и (или) масла.

Разрешается изменение в полете плана полета в целях изменения маршрута и следования на другой аэродром при условии, что начиная с места, где было произведено изменение маршрута полета, могут быть соблюдены вышеприведенные требования.

Расчет по заданию.

Qобщ = Qнз(30 минут) + Qмарш+ Qзап + Qвзл(5мин) пос(5 мин) + Qзем(5мин) + Qневост(30кг)=300+1060+50+50+50+30+20+93 =1953=2442л

Для ШБЖ (с учетом ветра по маршруту):

W=Vист±(u(в км/ч)-(sin(90-УВ)*u(в км/ч))),

Угол ветра (УВ) определяем:

УВ1=140 º; по НЛ-10 определяем УС и W; УС=12º, W=205 км/ч;

УВ2=7 º; УС=2 º, W=220 км/ч;

УВ3=67 º; УС=-14 º, W=164 км/ч;

УВ4=47 º; УС=-11 º, W=152 км/ч;

УВ5=23 º; УС=-6 º; W=143 км/ч.

УВ6=85 о ; УС=15 ; W=176

По НЛ-10 определяем время полета по этапам.

Определение остатка топлива:

Q2(Москаленки-Алексеевка)= Qобщ- Qрасх(14 мин на W=205 км/ч)=1903-140=1763кг=2204

Q3(Алексеевка-Михайловка)= Qобщ- Qрасх(18мин на W=220 км/ч)=1763-180=1583кг=1879л;

Q4(Михайловка-Красноярка)= Qобщ- Qрасх(13мин на W=164 км/ч) =1583-130=1453кг=1816л;

Q5(Красноярка-Азово)= Qобщ- Qрасх(28мин на W=152км/ч) =1453-280=1173кг=1466л;

Q6(Азово-Щербаки)= Qобщ- Qрасх(17мин на W=143 км/ч) =1173-170=1003кг=1253л;

Q7(Щербаки-Москоленки)=Qобщ-Qрасх(16мин на W=176 км/ч)=1003-160=843кг=1054л

Количество топлива, необходимое для выполнения полета по заданному маршруту, подсчитывается по следующей формуле:

  • mрасх — количество топлива, расходуемое в полете за расчетное время от взлета до посадки без аэронавигационного запаса;
  • mанз — аэронавигационный запас;
  • mзем — количество топлива, расходуемого на земле для прогрева и опробования двигателя и для руления.
Читайте также:  Форум поставщиков в сети

Примечание. Минимальный аэронавигационный запас топлива 200 л.

1. Расходуемое количество топлива (mрасх) определяют, предварительно вычислив расчетное время полета Трасч.

Для вычисленного расчетного времени полета в зависимости от заданной мощности двигателя (%) в горизонтальном полете по графику расхода топлива (рис. 3) находят расходуемое количества топлива (mрасх) .

Примечание. График составлен из расчета полета на H = 3 000 м.

При полете на меньших высотах часовой расход топлива будет меньше.

2. Топливо, предназначенное для прогрева и опробования двигателя и для руления, не включают в расчет загрузки самолета. Его заправляют каждый раз в соответствии с конкретными условиями (исходя из нормы расхода топлива при работе двигателя на земле 50 кг/ч), но не более 20 кг. Это количество топлива, как правило, полностью расходуется к моменту взлета самолета.

Пример. Определить расходуемое количество топлива (mрасх), если вычисленное расчетное время полета по расписанию (Трасч) равно 3 ч 30 мин, а потребная для выполнения полета мощность, определенная по крейсерскому графику, составляет 60 % номинальной.

Решение. По графику (рис. 3) из точки 1, соответствующей Трасч = 3 ч 30 мин, поднимаемся вертикально вверх до пересечения с линией Ne = 60% (точка 2). На шкале mрасх читаем соответствующее расходуемое количество топлива (расход топлива от взлета до посадки) 700 л или 525 кг (точка 3).

Потребное на полет топливо рассчитывается после определе­ния общей продолжительности полета. Его цель — определить ми­нимальную заправку вертолета топливом для выполнения полет­ного задания, а если заправка топливом известна — определить ожидаемый его остаток после посадки и резерв летного времени. Расчет выполняется экипажем (летчиком) в период предваритель­ной подготовки к полету без учета ветра, а в период предполетной подготовки может уточняться с учетом прогностического ветра. Контролируется расчет штурманом подразделения. При вылете с промежуточного аэродрома расчет выполняется перед вылетом.

Исходными данными для определения потребного топлива яв­ляются: высота и скорость полета, общая продолжительность по­лета, взлетная масса вертолета, километровый расход топлива для нормальной взлетной массы и режима максимальной дальности, гарантийные запасы топлива для компенсации возможных откло­нений фактических условий полета (технических, навигационных, тактических) от расчетных, запас топлива на повторный круг. В учебных полетах предусматривается также гарантийный остаток топлива. Расчет целесообразно выполнять для высоты 100 м и нормальной взлетной массы, т. е. наиболее часто встречающихся условий полетов вертолетов. В случае выполнения полета на боль­шей высоте расход топлива будет несколько меньший, это еще больше повысит гарантию безопасности полета по топливу.

Читайте также:  Как очистить реестр от мусора

Если заданная воздушная скорость полета отличается от наи­выгоднейшей, вносят поправку в километровый расход топлива, так как отклонение скорости полета от табличного значения в ту или другую сторону на 10% ведет к его увеличению примерно на 3%.

Километровый расход топлива q для нормальной взлетной мас­сы и режима максимальной дальности выбирается из инструкции экипажу вертолета (таблицы километровых и часовых расходов топлива).

Определение потребного на полет топлива по часовому расхо­ду рассмотрим на примере.

Вертолет Ми-8Т, взлетная масса вертолета тВЗл=11100 кг, гарантийный остаток топлива после посадки 200 кг, заданная воз­душная скорость полета 200 км/ч, общая продолжительность по­лета 1 ч 20 мин. Определить потребное на полет топливо ТС-1.

Расчет выполняется в такой последовательности:

— выбираем из таблицы километровых и часовых расходов топлива, имеющейся в инструкции экипажу вертолета, для высо­ты 100 м километровый расход топлива q = 2,94 кг/км;

— так как заданная воздушная скорость 200 км/ч меньше наивыгоднейшей, указанной в таблице, на 10%, расход топлива увеличиваем на 3%, тогда q’ = 3,028 кг/км;

— определяем часовой расход топлива Q для заданной скоро­сти полета: Q = q’V = 3,028-200 = 605 кг/ч;

— определяем часовой расход топлива с учетом гарантийных запасов на разброс технических характеристик двигателей и вер­толета, изменение ветра и ошибки в его определении, изменение метеорологической и навигационной обстановки. Допустим, что в сумме эти запасы составляют 10%. Тогда часовой расход топлива с учетом гарантийных запасов Q’ = 1,1 Q = 1,1 -605 = 666 кг/ч (или 860 л/ч);

— определяем количество топлива, необходимое на выполне­ние полета заданной продолжительности: Q’ /0бщ = 666 • 80/60 = = 888 кг;

— учитываем расход топлива на земле при запуске, опробо­вании двигателей и рулении W3 = 30 кг, расход топлива на воз­можный повторный круг WKр = 60 кг, гарантийный остаток топ­лива после посадки Wro = 200 кг и невырабатываемый остаток топлива Wнев = 20 кг.

С учетом всех этих элементов потребное на полет топливо оп­ределяется по формуле

^потр = Wз Wпол Wкр — f — WVo №нев —

= 30 + 888 + 60 + 200 + 20 = 1198 кг.

Для пользования топливомером в полете переводим массу топ­лива из килограммов в литры с учетом плотности заправленного топлива (р = 0,775 кг/л) по формуле

кг/р, кг/л = 1198/0,775 = 1544 л.

Для контроля за расходом и остатком топлива в полете при необходимости заполняется бланк инженерно-штурманского рас­чета, а в верхней его части строится профиль полета с отметками основных точек маршрута (рис. 11.7). Расстояние и время полета по этапам переносится из бортового журнала. Расход топлива Q’ по участкам в зависимости от их продолжительности определяется

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector