Я, наверное, человек счастливый: и на презентации в России был, и даже в Японию ездил на пресс-тур вместе с коллегами-блогерами, чтобы познакомиться с новинками, но на большой и вдумчивый тест Nikon Z7 попала ко мне только сейчас. Тем не менее, мои все предыдущие обзоры, по большей части имели своей целью набрать побольше просмотров горячей новинкой, что, судя по статистике, вполне удалось, а времени на серьезный тест, наоборот, не было. Чтобы вам не тратить кучу времени впустую, сразу вкратце скажу, что первенец Nikon получился пусть и неоднозначной, зато хорошо продуманной и надежной камерой. На тест мне её дали не только с уже поднадоевшим всем универсальным Nikkor Z 24-70/4, но и Nikkor Z 35/1,8, потому что я хотел посмотреть, как реально будет работать автофокус на светосильных объективах линейки Nikkor S-line.
Стиль и дизайн
Прежде всего, стиль камеры. Здесь магниевый литой корпус, отлит он по лекалам Nikon, затем окрашен и местами оклеен текстурированной резиной. В плане количества кнопок он, пожалуй, даст фору Sony a7, с которой его, как правило, легкомысленно сравнивают.
Кнопок здесь больше, и расположены они в понятной логике компании, хотя, честно признаться, мне не хватает клавиш слева рядом с экраном, но там и места под них нет, всё-таки корпус стал заметно меньше, по сравнению с любой зеркалкой Nikon. Полагаю, что когда компания выпустит модели с кроп-матрицей (я специально написал «когда», потому что это был бы весьма логичный шаг), они будут ещё меньше, и это будет огромным плюсом. По поводу заимствования дизайна есть как сторонники, так и противники. Достаточно поставить камеру в один ряд с Sony a7, для того чтобы понять, что это не так. Вполне возможно, дизайнеры компании просто вдохновлялись уже имеющимися решениями на рынке, поэтому позаимствовали лучшие варианты, к тому же я бы уж больше придирался к тому, что камеры уже лет сто имеют форму прямоугольника с объективом в центре и пентапризмой (или ее имитацией) над ним, и от этого никто отойти не может. Но дизайн имеет свои правила, глубоко влезать не буду, линии автомобилей например, на рынке все друг у друга заимствуют, и никто по этому поводу не возражает. Поскольку камера новая, дизайн пока не устоялся, но если проследить дизайн большей части современных беззеркальных камер, увидим, что они почти все сделаны ребристыми, для того чтобы казаться брутальнее, поскольку их довольно компактный размер надо чем-то компенсировать. А по поводу внешней отделки и органов управления, думаю, вообще вопросов быть не может.
![]() |
Органы управления камеры идентичны почти всем зеркальным | Nikon Z7 |
Органы управления камеры соответствуют практически всем зеркальным, с диском слева, экраном на верхней панели справа, логичным расположением двух управляющих дисков, равно как и заднюю панель можно увидеть во множестве моделей компании Nikon.
![]() |
Диск слева, экран на верхней панели справа, логично расположены два управляющих диска | Nikon Z7 |
Здесь четко прослеживаются практически все кнопки в верхней строке, джойстик и прочее. Чего мне бы лично хотелось, так это еще одного диска на самом 8-позиционным селекторе, как это было в системе Nikon-1, в дополнение к двум колесам, джойстику и ряду кнопок, которые уже есть. Если можно сделать лучше, то надо — в конце концов, камера недешевая.
Конструктив
![]() |
Байонет Nikon Z: контактную группу перенесли наверх |
Давайте заодно присмотримся и к самому байонету – маркетологи в один голос трубят про то, что он стал больше, но я считаю основным его достоинством совсем не это. Опытный никонист сразу заметит, что компания будто бы переставила группы контактов с объектива на корпус и наоборот. Причиной, насколько я понимаю, стало то, что выступающие контакты на объективах иногда сбиваются крышкой объектива, и если вы часто его меняете, это заканчивается походом в сервис. Зато, уже после визита на завод компании Nikon, я обратил внимание еще и на крайне простое строение камеры изнутри. Здесь контактная группа неспроста стоит сверху, а не снизу, как у Sony. Таким образом, внизу практически ничего электронного нет, а верхняя и так загружена платой для управления экраном и диском, через неё проходит вся электрика и, таким образом, помимо материнской платы, находящейся на задней панели, есть только еще одна вспомогательная плата, которая управляет всей периферией камеры сверху, это делает камеру заметно проще в плане изготовления и, возможно, ремонта. Джойстик на задней панели привычен для фотографов, снимающих на зеркалки, он позволяет вам выбирать точку фокусировки при визировании по видоискателю и, главное, совместим с перчатками. Но что меня совсем шокировало, так это то, что с перчатками совместим и экран камеры, который считывает прикосновения, в отличие даже от моего телефона, который на перчатки реагировать не хочет.
Зато чего мне действительно не хватает, так это привычной в Nikon клавиши быстрого форматирования карты памяти (дубль клавиши удаления на верхней панели), которую надо теперь искать в меню, отдельную клавишу для настройки режимов и настроек автофокуса, функционал которой только частично перекочевал в быстрое меню, где ее сначала надо выбрать, здесь же есть и возможность отключения стабилизации изображения, которая тут установлена на матрице.
Автофокус
Кнопку автофокуса из камеры убрали, но она по умолчанию назначена на нижнюю переднюю клавишу (F2), можно ее перенастроить, но лучше оставьте. При нажатии на нее и кручении дисков, меняется и режим, и зона фокусировки, и настройки слежения.
![]() |
Изменение настроек АФ по умолчанию производится клавишей F2, рядом с объективом | Nikon Z7 |
С этим, как мне кажется, связана часть нарекания тестеров по поводу качества автофокуса, которые попросту с этим не разобрались. В камере новый модуль АФ, и он никак не связан с фазовыми датчиками компании Nikon, которые использовались ранее, а разработан полностью с нуля, да и матрица сделана какой-то неизвестной японской компанией по спецзаказу Nikon, при этом сами решения, которые Nikon запатентовал, производитель матриц, естественно, своих камерах использовать не может. Буквально на днях вышла новая прошивка для камеры, в которой компания как раз сильно переработала алгоритм работы автофокуса, но я не заметил изменений. Лично у меня не было претензии к скорости его работы, он требует привычки как любой другой. Автофокус всегда был сильной стороной камер Nikon. И если в зеркальных камерах фазовый автофокус безупречен, как в плане точности, так и в плане цепкости в следящим режиме, то здесь он работает как бы «мягче».
![]() |
Следящий АФ с приоритетом лица | Nikon Z7 |
Да, фирменный 3D-следящий автофокус компании Nikon здесь отсутствует, но новый следящий работает в гибридном режиме с использованием контрастного режима, но по фазовым датчикам, покрывающим 80% площади матрицы, и если для репортажа лучше брать зеркальные Никоны, то почти для всех остальных случаев этой камеры будет достаточно.
Как я и предполагал с самого начала, автофокус в камере сильно зависит от светосилы объектива. И я хотел посмотреть его работу именно на родных S-line, которые задействуют весь алгоритм автофокуса, а не «только фазовый» на байонете F, которые еще и бэк-фокусить могут, если верить пункту меню точной настройки автофокуса. Мне сложно судить о приросте скорости, такое надо измерять в лаборатории, но при сравнении 35/1,8 с 24-70/4 улучшение слежения вообще явно заметно. Только необходимо учитывать, что камера устанавливает диафрагму сразу, а не прыгалкой во время кадра, как делают зеркалки Nikon, поэтому разница наблюдается только на более открытых диафрагмах, что логично. То есть, 35 мм лучше фокусируется и следит до 4, а дальше разницы уже и не видно. Критиканам по качеству слежения и работе автофокуса рекомендую все же начинать с матчасти, хотя, если бы первые объективы, доступные для тестов были более светосильными, то и первые результаты этих тестов были бы иными.
![]() |
К сожалению, камера имеет только откидной экран | Nikon Z7 |
А вот то, что камера имеет только откидной экран, плохо. Хотелось бы, чтобы он разворачивался в режим блогера, и этим Nikon одним ударом уел бы Sony. Понятно, что это тоже вопрос будущего (хотя минус поворотного — скорая необходимость ремонта петли при активном использовании).
![]() |
Внешний рекордер расширит удобство использования при видеозаписи | Nikon Z7 |
Для тех, кто пользуется внешними рекордерами, которые для качественной записи здесь все равно нужны, это не проблема — его можно развернуть в любую сторону. Он значительно больше экрана самой камеры, а поэтому по нему отслеживать куда удобнее, да и повернуть его можно как угодно и в любую сторону. Сам же экран требует наличия видеографа рядом с ним, то есть, себя особо не поснимаешь, если только наугад или в режиме управления по экрану мобильного телефона. Кстати, режим управления применительно к данной камере сильно прокачали если не в плане функциональности, то уж точно в плане удобства и качества работы.
![]() |
Потоковую передачу картинок можно настроить прямо на телефон или компьютер | Nikon Z7 |
Здесь можно настроить потоковую передачу картинок хоть в выключенном состоянии прямо на телефон или компьютер, что удобно для работы, к примеру, при проведении мастер-классов, когда мы традиционно пользуемся проводными или беспроводными решениями с помощью внешних модулей. Здесь доступно родное решение, позволяющее копировать кадры либо на устройство, либо в облака.
![]() |
Доступно родное решение, позволяющее копировать кадры с Nikon Z7 либо на устройство, либо в облака |
И данный вариант очень удобен, поскольку позволяет следить за процессом съемки со стороны и транслировать снятые карточки прямо онлайн в реальном времени.
Видео
Что крайне неожиданно для всех пользователей Nikon, так это то, что видеосоставляющая сторона этой камеры неожиданно сильная. Когда я лет пять назад задавал вопрос, почему Nikon не снабжает свой Nikon-1 нормальными функциями видео, мне было сказано, что Nikon — фотокомпания, и от этого появление действительно качественного видео что в 1080, что в 4К, меня шокировало, даже после крайне успешного Nikon D850, которая бомбанула на рынке именно благодаря универсальным характеристикам. Здесь и качественное считывание с полной поверхности матрицы с последующим пережатием в 4К, и отсутствие сглаживающего фильтра, дающего резкую картинку уже в начале, и даже 10-битный выход с возможностью записи в цветовой модели N-log.
![]() |
Есть 10-битный выход с возможностью записи в цветовой модели N-log | Nikon Z7 |
Рекордер тут не только пишет с нормальными кодеками, но и позволяет делать это в режиме бэкапа, когда вы пишете одновременно и на карту камеры, и на рекордер, решая все ту же пресловутую проблему одной карты памяти. Правда, на данный момент профиль для выравнивания колена в линейный формат отсутствует, и приходится пользоваться имеющимися наработками, которые сама компания формулирует как N-Log Wide Gamut “ITU-R BT.2020”. Чтобы получить себе видеографов, компании придется не просто отсылать видеографов к сторонним профилям, но сделать свой — из опробованных мною похожих полноценно не подошел ни один, где-то лезли ложные цвета и разводы, где-то шумы. Удобен в камере и пикинг под мануальные объективы, как с чипом, так и без, вот только у меня так и не получилось заставить его работать совсем всегда, да еще и одновременно с зеброй даже на прошивке 1.02.
Понятно, что это всё дело времени, и данные профили появятся и сильно облегчат работу с изображением. И я понимаю, что профиль Flat крайне далёк от того, что мы хотим увидеть для хорошего цветокора, но возможность 10-битной записи нам сильно облегчает жизнь и делает файлы очень податливыми при обработке: как ни удивительно, здесь даже контраст можно дополнительно сильно понижать, что обычно не характерно для видеофайлов. Точно также качественно можно работать с различными зонами изображения и добиваться именно той картинки, которая нам нужна. Уместен в режиме видео и внешний стабилизатор изображения, который, правда, больше пригодится простым трэвел-блогерам, нежели будет востребован при серьёзной работе. Он дает качественную картинку при съёмке с рук стоя, но в движении даже гусиным шагом всё равно наблюдаются артефакты, которые обычны для аналогичных стабилизаторов изображения на полнокадровых матрицах – хотя для бытового использования даст очень хорошие результаты.
Стабилизация
Естественно, превосходно себя ведёт стабилизатор изображения в режиме фото, поскольку позволяет делать резкие кадры с рук.
Мне удавалось достигать 1-2 секунд, что является превосходным подспорьем при съемке в дороге. Так можно небольшой пейзажик снять на низкой чувствительности и не получить шумов.
А учитывая хорошую и малошумную матрицу, это дополнительно является существенным бонусом. Согласитесь, когда вы пейзаж на коротком конце снимаете не на 1/30 с, а на выдержке в секунду, это многого стоит, все-таки 5 ступеней преимущества. Для многомегапиксельной матрицы это обязательно, об этом я говорил еще в тесте Nikon D850. В этой связи налицо преимущество перед Canon EOS R, в котором нехватка стабилизатора еще аукнется, не говорю уже о 4К, которое здесь честное и есть вообще.
Единственное, с нечипованными объективами он работать не будет вообще, пока вы не укажете в меню фокусное расстояние — и это правильно, такая вот защита от дурака.
![]() |
Настройка работы Nikon Z7 с нечипованными объективами |
Выводы
В заключение хочу сказать, что хотя я и являюсь поклонником Nikon, но работаю в специфичным сегменте, мои клиенты — это заказчики съемки предметки среднего ценового сегмента, бизнес-портретов, корпоративного репортажа, где мне вполне хватает кропа. Поэтому для своих фотографических нужд, обхожусь зеркальной камерой, но, учитывая удобство новой системной камеры, откидной экран, а также того, что она претендует на универсальную камеру для фото и видео, в моем случае она может заменить не просто одну, а две из моих камер, а соответственно, является очень интересным вариантом, на основании тех характеристик, о которых я уже сказал выше. Однако, поскольку я не являюсь студийным фотографом рекламного уровня, для меня 47 мегапикселей – это, пожалуй, слишком много. Я прекрасно понимаю, что младшая модель, Z6, имеет меньшее разрешение, да к тому же еще и сглаживающий фильтр, но под свои нужды я бы всё равно выбрал ее, и тем не менее, для большинства свадебных фотографов и, впервые за многие годы, видеографов, эта камера является очень интересным инструментом, а если вы плотно сидите на Nikon, то и практически единственным, который не потребует от вас продавать имеющуюся линейку объективов, а эффективно использовать их даже сейчас. Сильные стороны и так всем понятны: хороший видоискатель, огромная матрица высокого разрешения для всего с очень высокой детализацией в видео, стабилизатор изображения и даже зарядка по USB, которая вполне пригодится в дороге. Если появится вдруг возможность записи 10 бит прямо на карту даже в цвете 4:2:0, я тоже не обижусь, ведь карты памяти это уже позволяют.
Тестовые фотографии, снятые на Nikon Z7: JPEG (558) и RAW (150 Мб)
Тестовое видео, снятое Nikon Z7: 110 Мб, 36 Мб, 260 Мб, 239 Мб
Очередь просмотра
Очередь
- Удалить все
- Отключить
YouTube Premium
Хотите сохраните это видео?
- Пожаловаться
Пожаловаться на видео?
Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.
Понравилось?
Не понравилось?
Магазин с пресетами и уроками http://khristich.com/store/
Поддержать наш канал можно тут 👉 http://bit.ly/2GdSTBP
Фирменная одежда "Вставай и снимай" доступна в магазине http://khristich.com/clothes/
Победитель практического батла Вставай и снимай
https://www.instagram.com/serg.ry/
Нестандартный тест фототехники
Если вы не верите мне, то поверьте хотя бы обычным прохожим с улицы, уж их никак нельзя упрекнуть в заангажированности
Обзор возможностей Nikon Z7
Мне повезло оказаться в числе шести десятков журналистов, которые первыми в мире увидели новую полнокадровую беззеркальную систему Nikon Z. Её презентация прошла 23 августа в Токио. У нас была возможность задать вопросы различным представителям компании — от руководителей до разработчиков, понаблюдать за сборкой Nikon Z7 на заводе в Сендаи, а также провести целый съёмочный день с новинкой в руках.
Обо всём этом читайте в нашем эксклюзивном обзоре. Редакция уже готовит большой тест новинки Z7, а также Nikon Z 6, старт продаж которой намечен на ноябрь 2018.
Появление полнокадровой беззеркальной системы Nikon ни для кого не стало секретом. Вопрос был один: когда же? Теперь Nikon Z (читать как «зэд» для европейского и как «зи» для американского рынка) — свершившийся факт, который немедленно поставил второй вопрос: а что дальше?
Частично ответом на него стал анонс топового телевика для зеркалок AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR. Это не просто какой-то там «полтинник», это сложнейший топовый телевик, на разработку и производство которого компания потратила немало ресурсов. А значит, о зеркальных камерах пока никто забывать не собирается: почти 60-летний байонет Nikon F и молодой Nikon Z будут сосуществовать вместе. Во всех интервью японцы об этом прямо говорили.
Интересен вопрос и с совместимостью оптики. Естественно, вместе с камерой был представлен переходник Nikon FTZ. Он позволяет без проблем использовать оптику Nikon F на байонете Nikon Z. Автофокусировка для объективов AF-S будет осуществляться автоматически, управление диафрагмой и стабилизацией также поддерживается в полной мере. Ведь на сегодняшний день это главный козырь у японского производителя, который компания будет разыгрывать в ближайший год.
Кадр сделан на Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor
Именно с оптикой Nikon F конкурирующая полнокадровая беззеркальная система так и не заработала на должном уровне, что отчасти удержало заядлых никонистов от «смены религии». И теперь у них есть весьма красивая беззеркальная перспектива!
Кадр сделан на Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor
Мне удалось поснимать с адаптером на объективы Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED и Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor. Вопросов не возникло: всё работает быстро и чётко. Опытные никонисты из членов пресс-тура, для которых эти объективы являются рабочими, всё же отмечали незначительное различие в скорости фокусировки по сравнению с D850. Но сгущать краски не стоит: даже их отзыв был весьма позитивным.
Фокусировка со всеми объективами — F и Z — осуществляется по гибридному принципу, датчики фазовой детекции расположены непосредственно на матрице. У Nikon Z 6 их 273, а у Nikon Z7 — 493. Возможно, именно гибридный автофокус был тем сдерживающим фактором, который не позволял новинкам выйти на рынок раньше. Напомним, в Nikon D850 была очень похожая на Z7 матрица, но в режиме Live View зеркалка фокусировалась не слишком уверенно.
От представителей прессы было очень много вопросов про автофокус по глазам. Его в камере нет. Представители компании говорят, что такая функция может появиться позже: в новых продуктах или новых прошивках — не сообщается.
Автофокус по лицам есть, и его работа не вызвала никаких нареканий. Точность определения лица и точность попадания в резкость высокие. На динамичных сюжетах он также неплохо справляется с задачей.
Затвор камеры явно позаимствован у зеркалок: звук хорошо знаком никонистам. Плюс добавился отлично работающий бесшумный режим. У меня не было возможности поснимать в нём динамику, так что проверку на Rolling Shutter давайте оставим для большого теста. Лаг затвора не определяется по ощущениям. Минимальная выдержка — 1/8000 с, выдержка синхронизации — 1/200 с.
Кто является поставщиком сенсоров для новых камер официально не сообщается. В обеих моделях используются матрицы с обратной засветкой. В Nikon Z 6 — 24,5-мегапиксельная, в Nikon Z7 — 45,7-мегапиксельная. Диапазон ISO от 64 до 25 600 с традиционной возможностью расширения до ISO 31—102 400. На мой взгляд, реально рабочие значения простираются примерно до 8000 единиц.
Кадр сделан с рук на длинной выдержке при включенном стабилизаторе.
Новой для Nikon технологией стало появление оптической стабилизации на основе сдвига матрицы. Как и у других производителей, стабилизация здесь пятиосевая с заявленной эффективностью до 5 ступеней. Эффективность измерялась на новом штатном зуме NIKKOR Z 24-70mm f/4 S в телеположении. При съёмке с рук у меня получалось делать резкие кадры с выдержкой порядка ⅕ с, но на меньшем фокусном расстоянии. Более детальное тестирование мы проведём позже в рамках нашей «Недели с экспертом».
Система стабилизации также будет работать при использовании объективов от зеркалок через переходник, в том числе нестабилизированных.
Оптика со светосилой f/0,95 не просто есть в планах компании, прототип первого объектива уже был показан прессе.
Нужно сказать несколько слов про байонет Z. Во всех пресс-релизах прямо указывается, что это байонет «увеличенного диаметра». Сделано это не просто так. Именно такой диаметр байонета позволяет создавать под него сверхсветосильную оптику до f/0,95. Объектив Nikkor Z 58 mm f/0,95 S Noct уже анонсирован, но ещё не поступил в продажу. Если Nikon наполнит систему уникальной сверхсветосильной оптикой, это может стать важным преимуществом перед возможными конкурентами.
Вспоминая, как в своё время кропнутый байонет E неожиданно стал полнокадровым, я специально задал представителям компании вопрос: возможно ли расположить за байонетом Z матрицу большего размера? Ответ был таким: компания такую возможность не рассматривает. Впрочем, небольшой натурный эксперимент я всё же себе позволил.
Обе беззеркалки стали для компании серьёзным шагом вперёд в области видеосъёмки. Обе снимают 4K с частотой до 30 кадров/с, Full HD до 120 кадров/с. Есть вход для микрофона и выход на наушники. Все новые объективы рассчитываются с учётом запросов видеографов: бесшумный автофокус как данность, отсутствие «эффекта дыхания» во время перефокусировки, плавный следящий автофокус.
Появилась опция записи в N-Log — это фирменный профиль гамма-кривой с глубиной 10 бит! Есть, правда, одно «но»: запись должна выполняться на внешний рекордер с HDMI-выхода. На карту памяти такая запись невозможна.
Карты памяти в обеих камерах формата XQD: никаких компромиссов по скорости, никаких SD. Слот один. Хорошо это или плохо, покажет время. Но во время тестовой съёмки я уже испытал дискомфорт, когда 32 гигабайта свободного места довольно быстро заполнились 45-мегапиксельными RAW-файлами. В моей коллекции есть много носителей — от экзотического C-Fast 2.0 до целой горсти SD, однако обзавестись запасными дорогими XQD я пока не успел. На вопрос разработчикам, почему были выбраны именно дорогие и пока редкие XQD, мы получили ожидаемый ответ: они быстрее. Что же, к скорости работы Nikon Z7 действительно не придраться…
Samurai Artist Kamui / K2 Company, Inc.
Серийная съёмка со скоростью 9 кадров/с возможна в полном разрешении с автофокусом, но с фиксацией экспозиции по первому кадру. Если нужна полноценная работа автоматики или планируется использовать 14-битный RAW, скорость будет меньшей. Буфер довольно вместительный: я снимал серии в три десятка кадров RAW+JPEG. Однако все эти параметры мы более детально опишем в нашем большом тесте.
Интерфейс нигде не подвисает и не лагает. Главное ощущение, которое не отпускало ни на секунду, что в руках не сырой предсерийный продукт, а продуманная и обкатанная система. Создатели камеры сделали интерфейс очень похожим на таковой у зеркалок. Сохранен не только общий вид, но и структура меню. Расположение кнопок, по сравнению с зеркалками, несколько отличается, но дискомфорта не вызывает.
Экран в обеих камерах сенсорный, наклонной конструкции, яркий и чёткий — 2,1 млн точек. Здесь действительно нечего больше добавить: бери и снимай! То же самое можно сказать и про OLED-видоискатель. Критики в его адрес я не услышал даже от фотографов в годах, которые всю жизнь провели с зеркалкой. Как и положено камере 2018 года, задержки картинки в видоискателе нет, шумов не видно, изображение яркое и детализированное — 3 690 000 точек.
К сожалению, я не смогу дать ответ на так волнующий всех вопрос: каков ресурс аккумулятора. За время тестирования я не допускал полной разрядки батареи, чтобы не оказаться без снимков в ответственный момент. Четыре сотни кадров и несколько минут 4К-видео способны разрядить батарею примерно наполовину. Но нужно учитывать: в наших руках были предсерийные камеры, а съёмка велась на сильной жаре (+35 °С).