Panasonic lumix dmc g10 обзор

Стандарт микро 4/3 за полтора года своего существования (анонсирован 5 августа 2008 года) вышел из детского возраста и стал законченной взрослой системой, представленной значительным количеством камер Panasonic и Olympus.

В целом, стандарт получился достаточно унифицированным. Технически большинство представляющих его камер имеют очень близкие характеристики и позволяют получить абсолютно одинаковые по качеству снимки. Разница, в первую очередь, заключается в удобстве пользования возможностями, которые предоставляют матрица и объектив. У большинства камер матрица стандартная, и только в камере Panasonic Lumix DMC-GH1 стандарт трактуется несколько расширенно, т.е. он соблюден , но предоставлены и возможности, им не предусмотренные. Если сравнивать G10 с другими камерами, то больше всего она по возможностям похожа на Panasonic Lumix DMC-GF1 с дополнительным пристыкованным электронным видоискателем. Отличия в этом случае можно считать косметическими, но и они для кого-то могут оказаться решающими при выборе, какую же камеру купить. Итак, GF1, если рассматривать только корпус, меньше и легче. Если подсоединить объектив и видоискатель, то все отличия практически нивелируются. G10 будет иметь более ухватистый корпус и возможность использовать одновременно видоискатель и внешнюю вспышку. У GF1 зато есть возможность повернуть видоискатель под углом к камере и чуть-чуть большие возможности в режиме видеосъемки. Если сравнивать с первенцем серии, Panasonic Lumix G1, то данная модель уступает ей качеством видоискателя и отсутствием поворотного экрана, зато имеет возможность снимать видео с записью его в формате Motion JPEG. Если сравнивать с G2, то отличия те же, плюс G2 умеет записывать видео в формате AVCHD Lite. Кино для этих камер — фактически бесплатное приложение, потому что, если речь идет именно о нем, то конкурировать с видеокамерами может только GH1.


Колесо управления переместилось по сравнению с G1 с передней панели на заднюю. При работе с электрически не сопряженными объективами нажатие на колесо включает экранную лупу. При работе со штатным объективом в режиме ручной фокусировки экранная лупа автоматически включается при вращении колеса фокусировки.

Внешне и функционально данная камера очень похожа на Samsung NX10. Samsung имеет лучший видоискатель с большим числом точек и экран AMOLED, а не ЖК, что, в первую очередь, дает небольшой выигрыш на ярком солнце, и потенциально матрицу с большими возможностями, но камера Samsung пока еще не вышла из младенчества и по функциональности уступает G10. Поэтому основной вопрос, который становится критичным при выборе между этими двумя моделями, это вопрос цены. Есть надежда, что G10 станет самой дешевой камерой в серии micro 4/3. Для того, чтобы снизить себестоимость производства, в частности, выпущен новый штатный объектив Lumix G VARIO 1:3,5 – 5,6/14-42 ASPH. MEGA O.I.S. В отличие от предыдущего объектива Lumix G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S пользователь фактически не заметит разницы, однако отсутствие переключателя режима стабилизации на объективе, вероятно, дает существенную экономию при массовом производстве, а переключение через меню, на мой взгляд, ничем не менее удобно, учитывая, что это вряд ли придется делать часто. Судя по западным ценам на эту камеру со штатным объективом и один только корпус, стоимость объектива укладывается в разброс цен между магазинами.

Таким образом, покупка одного только корпуса в большинстве случаев не оправдана. Даже если вы в дальнейшем собираетесь покупать дорогостоящие объективы, например, фирмы Leica, то этот объектив все равно вам пригодится, например, для съемки в тяжелых погодных условиях – его не жалко.

На технических характеристиках и меню я подробно останавливаться не буду – их можно посмотреть в предыдущих статьях, посвященных камерам данного стандарта. Добавлю только ранее не публиковавшийся спектр излучения вспышки, полученный с помощью спектрофотометра ColorMunki и программы Argyll CMS. Для сравнения приведены графики спектра излучения вспышек и других известных камер.

Ведущее число встроенной вспышки равно 13. Можно подсоединить внешние вспышки, как управляемые камерой, так и с одним центральным контактом. Отмечу, что если использовать внешние вспышки с одним центральным контактом, то камера умудряется определять ее подключение и ограничить допустимую выдержку 1/160 с. Причем определяет она именно по наличию то ли напряжения на центральном контакте, то ли изменения емкости, а не по самому наличию вставленного в контакт башмака, как сделано, например, у камер Canon. Камере небезразлична полярность внешних вспышек, поэтому при подключении студийных вспышек, скорее всего, придется использовать кабель, изменяющий полярность подключения.

Всегда интересно посмотреть на место, которое занимает камера во всей истории фотографии. Поэтому я провел сравнение с выпущенной 50 лет назад камерой "Москва 5" (1958 г.) с объективом "Индустар-23" 4,5/110. Это, пожалуй, последняя советская камера с форматом кадра 6х9 см, бывшая достаточно массовой (Выпущено 216457 шт, а всего камер "Москва" разных модификаций было выпущено 519746 шт) и имевшая весьма заслуженных предков в лице ZEISS — IKON. Подробно об истории советского фотоаппаратостроения смотрите на прекрасном сайте Георгия Абрамова. В общем, типичный представитель своей эпохи. Кстати, там указано, что объектив у" Москвы 5" — "Индустар-24" 3,5/105, у моего же образца, как и у "Москвы 4", — "Индустар 23", а затвор "Момент 1" без автоспуска, как у "Москвы 1", но с синхроконтактом. Хотя эксперимент по сравнению камер был поставлен экспромтом., тем не менее был проверен затвор и юстировка камеры, и можно надеяться, что отработала она почти как новая. 8 кадров на пленке требуют непривычной сегодня экономии и, возможно, отсутствие дублей не позволило получить идеальный для данной камеры результат.

Были сделаны снимки на пленку TMAX 100, пролежавшую с 2000 года в холодильнике, и проявлены проявителем D76. Возродить процесс печати было чересчур накладно, поэтому негативы были далее пересняты камерой G10. Логика сравнения была следующая: переснимаем кадр целиком и затем последовательно все меньшие и меньшие фрагменты кадра, пока на снимках не перестанут появляться новые детали. В результате оказалось, что для того, чтобы получить одинаковое количество деталей, необходимо переснимать фрагмент чуть меньше полного кадра.

Однако преимущества "Москвы 5" здесь весьма иллюзорны, поскольку надо учесть, что часть деталей терялась именно при пересъемке за счет не идеального качества объектива "Индустар 61" и перекоса пленки относительно оптической оси. Т.е. если бы у меня была идеальная система для пересъемки, то увеличение, необходимое для получения одинакового количества деталей, было бы меньшим. Большой формат кадра позволил практически не обращать внимание на зерно пленки, поскольку в отличие от 35 мм кадров здесь нет необходимости ни в особо мелкозернистой пленке, ни в соответствующем проявителе. Если проанализировать шкалу глубины резкости, нанесенную на объектив камеры ( подробно в статье о программе расчета глубины резкости), то мы увидим, что расчетный размер допустимого круга нерезкости равен 80 мкм. Т.е камера рассчитана на печать снимков 13х18 см. Объектив Индустар 23 имеет разрешающую способность по ТУ 30 пар линий на мм по центру кадра. Это дает нам допустимый круг нерезкости 33 мкм, что позволяет получать резкие отпечатки в три раз большие размера кадра 18х24 см. При диафрагмировании разрешение объектива возрастет и, вероятно, можно надеяться получить резким отпечаток 24х30 см. С аналогичным разрешением такой отпечаток позволяет получить и 12 Мп камера. Так что если сравнивать количество деталей на снимках, сделанных двумя этими камерами, и отпечатанных стандартным для каждой из камер способом, то отпечатки 24х30 см скорее всего будут неотличимы. Таким образом, можно считать, что качество массовой фотографии за 50 лет не изменилось. Проблема даже не в том, что нельзя получить лучшую фотографию, а в том, что это почти никому не нужно.


Фрагмент 1:1. Снимок сделан G10


Фрагмент 1:1. Снимок сделан G10 с негатива, снятого камерой "Москва 5". Снят весь кадр целиком.


Масштаб съемки негатива увеличен в 3 раза, затем обработан в редакторе и уменьшен в 3 раза. Число деталей немного увеличилось, но и стала заметна шевеленка. Камера при выдержке 1/125 с "клюнула" при нажатии на спусковую кнопку. Отвык я от кнопки под левую руку :=)

Вообще, если очень постараться, то "Москвой" можно снять лучше, чем 12 Мп камерой, но вероятность вернуться с более удачным снимком из похода с цифровой камерой много выше. Во-первых, стабилизатор, во-вторых, более короткие выдержки, в-третьих большая глубина резкости, в-четвертых, непосредственный контроль результата на месте, и наконец, на карту памяти вмещается не 8 снимков, можно и продублировать 🙂 Проанализировав остальные семь кадров, я бы оценил количество деталей в кадре 6х9 в 15-18 Мп при условии идеальной фокусировки и съемки со штатива и достаточной освещенности для диафрагмирования объектива на 3 ступени. И есть еще небольшой резерв в борьбе за качество в виде бленды и желтого фильтра.

В заключение, приведу несколько снимков, сделанных штатным и сторонними объективами, имеющими возможности, пока недоступные в рамках объективов данной системы.


Объектив Пеленг с переделанной оправой и насадочной линзой. Подробнее о конструкции в статье, посвященной камере GF1.

Из трех или четырех таких снимков можно получить сферическую панораму. Для представления панорам используется PTViewer. Для экономии трафика представленные панорамы имеют половинный размер от полученного в результате сшивки. Панорамы в эквидистантной проекции можно скачать и просматривать на локальной машине с помощью программы Panini.

  • Смотреть с помощью PTViewer
  • Скачать панораму в эквидистантной проекции ( JPEG)

Подробнее о получении сферических панорам в отдельной статье. А из сферической панорамы можно получить ниже приведенный снимок.

По качеству снимков и возможностям камера не уступает другим камерам системы micro 4/3. Соответствует ее качество и уровню фотографии 20 века. Еще 100 лет назад научились получать и лучшие фотографии, но оказалось что на высочайшее качество спрос весьма ограничен, а средний уровень, если и повышается, то очень и очень медленно. Т.е. по своим техническим параметрам данная камера может быть конкурентоспособной очень долго, вероятно, дольше заложенного в нее ресурса. С точки зрения комфорта данная камера, безусловно, превосходит своих пленочных предков и немного уступает старшим моделям системы micro 4/3. Вероятно, популярность камеры будет определяться разрывом в цене со старшими моделями. На мой взгляд, психологически важно, чтобы подобная камера стоила не больше младших цифровых зеркалок. Но похоже, что планка, заданная в свое время камерой Canon EOS 300D и подтвержденная Canon EOS 1000D, оказалась не очень комфортной для многих производителей цифровых камер. Сегодня цену камер в значительной степени определяет не себестоимость производства, а то, сколько за аппарат готов отдать покупатель. Для выживания индустрии необходимо, чтобы камеры меняли достаточно часто, а сегодня цифровая фотография достигла уровня пленочных камер, который был практически неизменным в течение 50 лет. Индустрии срочно нужны новые идеи, а то в цену камер начнут закладывать страховку от завтрашнего возможного простоя заводов 🙂

Так как функциональные возможности моделей G1 и G10 схожи, то заострим внимание на отличиях.

Основные технические характеристики

  • Матрица: Live MOS, стандарт Micro Four Thirds, размеры 17,3×13 мм, эффективное разрешение 12,1 Мп
  • Разрешение снимков: 4000×3000, 2816×2112, 2048×1536 точек (4:3); 4000×2672, 2816×1880, 2048×1360 точек (3:2); 4000×2248, 2816×1584, 1920×1080 точек (16:9); 2992×2992, 2112×2112, 1504×1504 точек (1:1).
  • Байонет: объективы LUMIX G Micro System,
  • Объектив: LUMIX G Vario 14-42 мм F3.5-5.6
  • Система стабилизации: Mega O.I.S.
  • Видоискатель: электронный EVF
  • Дисплей: 3 дюйма, разрешение 460000 точек, режим Live View
  • Фокусировка: обнаружение лиц, слежение, фокусировка на 23 участках, фокусировка на 1 участке
  • Затвор: фокально-щелевой
  • Диапазон выдержки (сек.): 1/4000 — 60
  • Экспозиция: программный, приоритет диафрагмы, приоритет затвора, ручной
  • Светочувствительность: автоматическая, ISO 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, интеллектуальная ISO
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, тень, галоген, вспышка, ручная установка 1 и 2, установка цветовой температуры
  • Сюжетные программы: портрет: нормальный, мягкая кожа, на улице, в помещении, творческий; пейзаж: нормальный, природа, архитектура, творческий; спорт: нормальный, на улице, в помещении, творческий; макро: цветок, еда, объекты, творческий; ночной портрет: ночной портрет, ночной пейзаж, огни, творческий; сюжет: закат, вечеринка, малыш 1,2, питомец, периферическая расфокусировка
  • Формат файла: JPEG (DCF, Exif 2.21), RAW, видео — QuickTime Motion JPEG
  • Видео:HD 1280×720 точек, 30 кадров в сек.;VGA разрешение 640×480 точек, 30 кадров в сек.; QVGA 320×240 точек, 30 кадров в сек.; WVGA 848×480 точек, 30 кадров в сек.
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC и SDXC
  • Интерфейсы: USB, mini HDMI, аудио/видео выход, разъем для микрофона
  • Размеры: 124х83,6х74 мм
  • Масса: 336 грамм (без объектива, батареи и карты памяти), 558 грамм с объективом 14-42 ммF3.5-5.6, батареей и картой памяти
  • Цена: ориентировочная стоимость с объективом 14-42 мм F3,5-5,6 – 20 000 рублей

Функциональность

Так как G10 является более упрощенной версией модели G1, то технические характеристики и основные функциональные возможности «десятки» и «единички» схожи. Подобно старшей модели, новинка G10 укомплектована матрицей Live MOS форм-фактора Micro Four Thirds с разрешением 12,1 Мп., позволяющей получать фотоснимки с максимальным разрешением 4000х3000 точек.

В G10 установлена матрица формата Micro Four Thirds с разрешением 12,1 мегапикселей, которая уже успела хорошо зарекомендовать себя в моделях G1 и GH1.

Однако, не обошлось и без отличий – к сожалению, младшая модель лишилась такой полезной функции, как поворотный ЖК-экран, но при этом остальные характеристики дисплея остались прежними — диагональ 3 дюйма, разрешение 460000 точек. В комплекте с «тушкой» предлагается штатный объектив, поддерживающей фирменную систему стабилизации – Mega O.I.S, которая неплохо справляется со своей задачей, однако при съемке на очень длинных выдержках все же лучше воспользоваться штативом. В отличие от модели G1, «десятка» научилась снимать видео с разрешением 1280х720 точек.

Эргономика

Корпус «десятки» сохранил наследственные черты G1 и полностью повторяет как внешний облик, так и фактуру. Он покрыт, так понравившемся нам по модели G1, противоскользящим, бархатным пластиком soft touch. Основные кнопки и переключатели не изменили своего местоположения и остались на прежних местах.

Единственное, что отличает младшую модель от старшей — это отдельно вынесенная кнопка режима «автомат», расположенная рядом с диском выбора режимов съемки . Теперь переход в автоматический режим осуществляется «в одно касание» в независимости от того в каком режиме съемки находилась камера. Еще одним отличием G10 от G1 является расположение колеса настройки параметров – оно перекочевало с переднего выступа на заднюю стенку.

Основные порты и разъемы расположены на левом торце и прикрыты пластиковой заглушкой.

Качество съемки

Поставляемый в комплекте с фотокамерой объектив с фокусным расстоянием 14-42 мм не отличается большой светосилой (F3.5-5.6), но, тем не менее, обеспечивает неплохое качество фотоснимков. Минимальной глубины резкости достаточно для художественного размытия фона и получения классического портрета. В условиях низкой освещенности «безболезненно» увеличивать светочувствительность можно до значений ISO 800, снимки с более высоким значением ISO начинают очень сильно «шуметь».

В наиболее часто используемом режиме – «автомат», фотокамера без особого труда справляется с большинством сюжетов и позволяет получить качественный снимок при минимальных копаниях в настройках. Если же вы считаете себя продвинутым фотографом, то можете поэкспериментировать с ручными настройками.

Так как во всех фотокамерах Panasonic формата Micro Four Thirds, выпущенных на данный момент, используется одна и та же матрица, то качество получаемых фотографий на разных камерах линейки DMC-G не на много отличается. Таким образом получается, что не смотря на разницу в стоимости, модели Lumix DMC-G1, Lumix DMC-GH1 и Lumix DMC-G10 выдают практически одну и ту же по качеству картинку.

Примеры фотоснимков с разными значениями светочувствительности ISO

Резюме

Модель DMC-G10 представляет собой облегченный и упрощенный вариант компактной и удобной беззеркалки G1. В отличие от старшего брата, новинка G10 лишена некоторых преимуществ – таких как: поворотный дисплей и датчик приближения, переключающий работу видоискателя и ЖК-экрана, но вместе с тем она получила такую востребованную функцию, как запись видео в формате HD (720p).

По сравнению со «старшими товарищами» – G1 и GH1, «десятка» немного «похудела», «потеряла» поворотный экран, но при этом обзавелась функцией записи видео.

Ориентировочная цена новинки на российском рынке составит 20000 рублей, что существенно ниже стоимости моделей G1 и GH1. Однако, грандиозные продажи G10 могут подпортить конкуренты, предлагающие за сопоставимую сумму аналогичные решения с бОльшим функционалом. К примеру – модель Sony Nex-3 при меньших размерах оснащена бОльшей по размерам матрицей формата APS-C и совместима с парком объективов от «зеркалок» семейства «альфа» (правда при этом не будет работать автофокус и стабилизация), что дает небольшое, но все-таки преимущество. Да и внешность конкурента от Sony производит больший вау-эффект, нежели новинка от Panasonic. А на стороне Panasonic остаются – стабилизация, быстрая автоматическая фокусировка и объективы, разработанные совместно с таким именитым производителем фототехники, как Leica!

Стандарт Micro Four Thirds был создан исключительно для цифровых камер и их оптики. В его основе лежит сенсор с габаритами 18 на 13.5 миллиметров и кроп-фактором 2, в чем и заключается его основное отличие от цифровых зеркальных и беззеркальных камер других компаний, построенных на основе больших APS-C матриц кроп-фактором 1.5 – 1.6. Размеры сенсора Four Thirds – краеугольный камень многих споров; с одной стороны, он более шумный и с большей глубиной резкости, чем APS-C камеры, ну а с другой – фотоаппараты на его основе существенно компактнее и легче.

В конструкции камер Micro Four Thirds нет зеркального блока и оптического видоискателя. Это повлияло не только на весогабаритные параметры камер, но и позволило уменьшить диаметр байонета на 4 миллиметра, и сократить рабочий отрезок в два раза. Именно благодаря отсутствию зеркала Micro Four Thirds характеризуются существенно меньшими физическими габаритами, чем даже самые компактные зеркалки. Впрочем, сейчас уже есть Sony NEX3 и Sony NEX5, но это отдельная история.

Основные технические характеристики Panasonic Lumix G10

  • 12-мегапиксельная 4/3 Live MOS матрица;
  • 3” LCD-дисплей, 460 000 пикселей;
  • Чувствительность ISO 100-6400;
  • Отрабатываемые выдержки: от 1/4000 до 60 с;
  • Режимы приоритета диафрагмы и выдержки, полностью ручной режим;
  • Оптическая стабилизация (в китовом объективе);
  • Серийная съемка частотой 3.2 кадра/c;
  • Компенсация экспозиции: +/-3 EV с шагом 1/3 EV;
  • Поддержка карт памяти SD, SDHC и SDXC;
  • Порты miniHDMI, USB;
  • Съемка в формате RAW;
  • Съемка HD-видео в разрешении 1280 x 720 @ 30 кадров/c в формате MOV;
  • Габариты: 124 x 83,6 x 74 мм;
  • Вес: 336 грамм.

Эргономика и внешний вид

Lumix G10 внешне почти идентичен модели Lumix G1, выпущенной полтора года назад. Новинка стала легче на 50 грамм, теперь ее вес вместе с китовым объективом составляет 336 грамм. Это очень немного для фотоаппарата со сменной оптикой.

G10 определенно покажется удобной большинству пользователей. Здесь есть комфортная ручка с приятным резиновым покрытием, аккуратный матовый наплыв-упор для удобного хвата, и, что очень важно, почти все кнопки и переключатели находятся в зоне досягаемости большого и указательного пальцев правой руки.

Качество сборки камеры – отличное. Основной материал корпуса – софт-тач пластик, его приятно держать, он не загрязняется, не сохраняет на себе следы пальцев и с трудом царапается. Красная и синяя версии из-за софт-тач пластика отливают бархатистым мягким цветом, это смотрится очень стильно.

Фотоаппарат поставляется с новым китовым объективом с диапазоном фокусных от 14 до 42 мм (28-84мм в 35мм эквиваленте), это чуть меньше чем в предыдущем ките 14-45 мм (28–90 мм в 35мм эквиваленте), а вместо металлического крепления новый объектив имеет пластиковое. Делалось это исключительно ради удешевления комплекта.

Корпус G10 всего раза в полтора меньше обычных зеркальных камер, но если сравнить объективы Micro Four Thirds c оптикой для зеркальных камер, то здесь разница в размерах просто огромна.

На передней панели фотоаппарата можно найти светодиод, помогающий камере сфокусироваться при слабом освещении. Он же выполняет роль индикатора при использовании функции автоспуска. Там же, рядом находится байонет и кнопка, позволяющая снять объектив с камеры.

На нижней части корпуса имеется металлическое крепление для установки на штатив, оно находится ровно под оптической осью камеры, что немаловажно при съемке панорам.

Там же находится объединенный слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC и для аккумуляторной батареи.

На левой части камеры можно обнаружить разьем для подключения проводного пульта управления, а также HDMI и USB-порты.

Функционал и меню

Система оптической стабилизации встроена не в корпус, а в объектив, управлять ей можно через меню камеры. Имеется три режима работы стабилизации – постоянный (работает непрерывно), ручной (включается при нажатии на кнопку спуска) и автоматический режим. К счастью, на время автономной работы стабилизатор почти не влияет — камера честно отрабатывает заявленные 350 снимков, в то время как предыдущая модель выдавала только 300 снимков на одном заряде.

Большую часть задней поверхности камеры занимает 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 000 пикселей. По сравнению с экранами с разрешением 230 000 пикселей, монитор выглядит впечатляюще, а по сравнению с 920 000 пиксельными – лишь немного хуже. Функция Auto Power LCD самостоятельно определяет текущие условия освещения и регулирует яркость дисплея в соответствии с ними. В яркую солнечную погоду яркость будет максимальной, в темноте – минимальной.

Вместо оптического видоискателя, G10 оснащена электронным видоискателем. Разрешение в нем – всего 202 000 пикселей. Этого хватит для комфортного визирования… но не более того. Например, видоискатель в Lumix G2 имеет разрешение 1 440 000 пикселей, он тоже не идеален, но G10 с ним не идет ни в какое сравнение.

Для снижения цены также был убран инфракрасный приемник, автоматически переключающий изображение с основного экрана на видоискатель. Вместо этого теперь есть отдельная кнопка, а переключение осуществляется вручную. В старшей модели, Lumix G2, такой датчик имеется. Поскольку видоискатель получает тот же сигнал от процессора и матрицы, в нем тоже можно просматривать фотографии и ходить по меню. Это не очень удобно, но в определенных условиях может быть полезно. Кроме того, если батарея камеры близка к разрядке, переключение на миниатюрный дисплей позволит заполучить вам несколько десятков дополнительных снимков. Справа от видоискателя расположена кнопка просмотра, возле нее – кнопка блокировки автофокуса и автоэкспозиции. В меню можно выбрать, что именно будет блокировать эта клавиша: только фокус, только экспозицию, или одновременно и то и другое.

В месте эргономического наплыва под большой палец расположено навигационное колесико. Напомним, в G1 оно находилось на передней части камеры, то есть прямо под указательным пальцем. Освоить работу с колесиком будет не сложно, изменять параметры диафрагмы и выдержки с его помощью можно быстрее, чем через основное меню. Колесо также используется как клавиша: при нажатии на ее центральную часть вместо изменения настроек диафрагмы и выдержки появится меню экспокоррекции, через которое можно внести поправку в пределах от –3 до 3 EV c шагом в 1/3 EV.

Оцените статью
Много толка
Добавить комментарий