Пунктуация в стихах правила

Пунктуация в стихах правила

ТОЧКА проставляется:
как знак конца назывного предложения,
как знак конца завершенного высказывания.

ЗАПЯТАЯ проставляется:
для разделения однородных членов предложения числом более трех,
для выделения обособленных частей речи,
для выделения обособленных членов предложения,
для разделения главного и придаточного предложений в сложноподчиненных предложениях,
перед союзом "и" в сложносочиненных предложениях,
в месте интонационной паузы взамен точки, если автор не хочет обрывать высказывание.

ДЕФИС (не путать с ТИРЕ) проставляется:
в составных словах типа "кто-нибудь", "постольку-поскольку", "ярко-красный",
в словах с примыкающей энклитической частицей "то" — "где-то", "как-то", "что-то", "я-то", "мы-то" (но никогда — в словах с примыкающей энклитической частицей "ли", которая всегда самостоятельна) .

ТИРЕ — дефис двойной длины; проставляется:
взамен опускаемого глагола-связки (который в русском языке не всегда обязателен) ,
для интонационного замедления темпа речи, если это обусловлено характером высказывания.
(В редакторах WORD набранный дефис после нажатия клавиши интервала автоматически превращается в тире) .

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ — самый коварный знак препинания; фактически обозначает конец высказывания (как точка) , но уменьшает длину интонационной паузы (как запятая) ; может проставляться в обоих случаях.

ДВОЕТОЧИЕ проставляется как обозначение начала прямой или несобственно-прямой речи.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ и ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ знаки проставляются для указания экспрессии и тона высказывания; злоупотреблять ими не следует — это считается у консервативных филологов "дурным тоном".

Тиамф! Ох уж эти запятые. или поэты, которые ставят их с ошибками?
(автор Санди Зырянова)

Вы таки будете смеяться, но назрела необходимость поговорить о роли знаков препинания как средств художественной выразительности. Я думала, грешным делом, что отличать запятую от троеточия или точки с запятой, не говоря уж о тире, люди учатся где-то в 1-2, ну, на крайний случай, 3 классе. Во всяком случае, в среднюю школу уже надо идти с пониманием, где что ставить.
А в поэзию, оказывается, не надо…
Между тем стихи – это очень эмоциональная, влияющая на наше настроение и представления о жизни штука, поэтому средства художественной выразительности в них играют первостепенную роль. Любой знаток, даже дилетант, понимает, что роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Тысячелетиями знаки препинания сохраняют свой ритмически-интонационный характер. Их десять: точка, многоточие, двоеточие, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Из них почти все сопровождаются паузою, и каждому присуща особая интонация. Этим облегчается воспроизведение письменной речи, что, косвенно, способствует лучшему восприятию художественного произведения.
Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения. Если наше предложение длинное, то знаки препинания помогают нам в нем не запутаться. Троеточия подчеркивают «оборванность», незавершенность как предложения, так и того, о чем оно повествует. Кроме того, знаки препинания позволяют выделить смысловые куски текста, закончить предложение по смыслу. Когда автор начинает нанизывать чудные образы, ставя слова в довольно необычные положения, роль знаков препинания становится первостепенной!
Однако не следует всю выразительность обеспечивать только знаками препинания. Когда в конце каждого предложения стоит восклицательный знак, невольно задаешься вопросом: а какие-то другие средства для усиления впечатления автор знает? Знаки препинания должны гармонировать с общим строем стихотворения, не перегружать его. И уж, конечно, они должны быть правильными.

Она была ребенком необычным,
С друзьями не играла во дворе,
Все в школе получалось на отлично,
Хотела повзрослеть она скорей.

Обращаем внимание на бедность пунктуационного решения. Одни запятые. тем не менее по смыслу поясняющее словосочетание требует двоеточия перед ним: после «необычным». Далее, что необычного в том, что девочка отличница? – значит, фраза «все в школе получалось на отлично» не относится к утверждению «она была ребенком необычным». А значит, писать ее через запятую не нужно. Что же поможет в данном случае? – точка с запятой. После «отлично» вообще следует поставить точку. Потому что по смыслу желание повзрослеть абсолютно естественно для ребенка и не может иметь никакого отношения к необычности героини. Разумеется, правильно расставленные «препинаки» не сделают это четверостишие гениальным, но хотя бы придадут ему логичности и понятности.

Читайте также:  Path of exile вылетает при запуске

Вообще неверная пунктуация превращает предложение в кашу, о чем поэты забывают регулярно…
Ты посмотри луна какая
Сказала девушка притихши.
Она как будто бы живая,
Она внимает наши мысли.

По совести, этот стих безнадежен, его не исправить, изменив пунктуацию. Но! Прямую речь грамотно оформить можно? – можно и нужно. «Притихши» – это деепричастие. Как мы выделяем деепричастия? – правильно, запятыми. После «живая» сгодилось бы двоеточие: ведь то, что луна внимает нашим мыслям (а не наши мысли. ), подчеркивает ее «живость». Как-то с этим стихом захотелось плавно перейти к проблемам синтаксиса, то есть построения предложений, но это тема для другого тиамфа. На всякий случай: прямая речь оформляется тире (тире, не дефисами!), а вообще заглядывайте в учебник русского языка, не ленитесь. Могу посоветовать также хорошее пособие

Очень странный подход у некоторых авторов – постоянно ставить и ставить один и тот же знак препинания вместо всех остальных. Да вот, хотя бы:
всё страшнее — идти в неизвестность..
всё больнее — писать..как мыслишь..
ложь глотает..срыгнув..откровенность..
то кто понл где старт..найдёт финиш. ю

Вообще говоря, двухточия в русском языке нет. И девятиточия тоже. Есть знак «многоточие», который изображается как три точки подряд. Три! Можно уверять, что это «шаблон», а тулить кучу точек где попало – новаторство, но в таком случае почему бы не писать на льюискэрроловском языке вместо русского? Очень легко превратиться из друга поэзии в ее врага и даже, более того, врага русского языка. Хотя не так уж сложно превратить свою «кашку с какашкой» в красивый, содержательный стих, просто правильно расставив знаки препинания. Объяснять, ПОЧЕМУ две точки вместо запятой, двоеточия, пробела и т.п. – не фонтан, я не хочу, ибо это означает полное неуважение к авторам сайта. Ну не все же такие упертые неучи… Поэтому я просто расставлю знаки препинания как надо:
Всё страшнее — идти в неизвестность,
всё больнее – писать как мыслишь.
ложь глотает, срыгнув, откровенность;
тот, кто понял, где старт, – найдёт финиш.

Хотя и без всякого подхода бывает…
Ты теперь не греешь мои пальцы,
И в душе осенняя хандра,
На вопрос, что в чувствах наших дальше,
Скажешь, что в погоде, холода!

Опять сплошные запятые. Люди, да что ж вы вот так игнорируете прекрасное средство худвыразительности, лежащее буквально под ногами, – знаки препинания? Что хотел автор сказать последней строчкой? О чем она вообще? Бессмыслица, набор слов с рандомно стоящими запятыми. Но если… «Скажешь: «Как с погодой, – холода!»» – и тогда совершенно меняется все. Мы видим прямую речь, видим сравнение, видим образ, хотя и банальный, «холода в чувствах».
Охохо. Конечно, научившись правильно ставить препинаки, за гения не сойдешь. Но сколько стихов, заслуженно заклейменных бездарными и безобразными, можно было бы превратить в крепкий середнячок!

Мой падший ангел во плоти,
С небес упавший за любовью.
Которого нельзя спасти,
Он болен этим чувством кровью!
Впитавшая всю нежность с верой,
Где стук в висках мешает мыслить!
Пускай не будет группой первой,
За то не нужно сердце чистить!

Автор этого стихотворения обрушился на меня с упреками в том, что к нам в его лице пришел целый Доцент России, а мы не оценили, и выразил убежденность, что мы все тут несчастные, с несложившейся личной жизнью и ему, его душе, завидуем. Итак: после «любовью» троеточие явно не нужно, оно даже мешает, 4 строка лишена знаков препинания, а они тут необходимы – кто болен, чем болен, непонятно; во втором катрене засилье восклицательных знаков… Добавьте снос клаузулы, смену размера, рифмы кровь-любовь и глагольную, ошибку «за то» вместо «зато», некорректную инверсию «группой первой», и веру, где мешает стук в висках. Ну, отыметь читателя в мозг автору отчасти удалось. Личная жизнь сложилась?
Камрады, критика и низкие оценки за стихи – это далеко не всегда зависть к вашей невъе…нной гениальности, поверьте. Куда чаще это – честное впечатление читателя, который видит ритмические сбои, неверный синтаксис, банальные образы, слабые рифмы, вяло и скудно раскрытую тему. И грубейшие пунктуационные ошибки в том числе.

Читайте также:  30 Мегабит в секунду это быстро

Еще момент. Почему-то многие поэты ставят знаки препинания правильно, но неверно размещают пробелы. Камрады, запомните раз навсегда. ПОСЛЕ точки, запятой, точки с запятой, закрывающих скобок и кавычек ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пробел. Один. ПЕРЕД запятыми, точками, закрывающими кавычками и скобками пробел НЕ ставится. Также он НЕ ставится ПОСЛЕ открывающих скобок и кавычек. То есть: «Мама, привет!» – правильно, «Мама ,привет ! » – неправильно. (Вася, мой друг?) – правильно. ( Вася ,мой друг ? ) – неправильно. Это не мелочь, это маркер плохого текста. Стих с неверно оформленными знаками препинания я, скорее всего, закрою и не стану читать, разве по долгу модераторства. И буду относится к автору как к полному дилетанту. А предубеждение – сами знаете, как его трудно побороть.

И еще момент. Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.
Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать — летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь — главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Но! Не следует любую ошибку оправдывать «авторской пунктуацией». Авторские знаки, как и авторское ударение, и неологизмы с окказионализмами, необходимо использовать редко и очень осторожно. Иначе получится элементарная безграмотность.
А ведь мы – друзья поэзии и русского языка, разве нет?

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Количество просмотров пользователями: 18

Общее количество просмотров: 11623 Список голосов

About
Profile
hithere1 posting in pishu_pravilno
Blurb
перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.
Links
FAQ
поиск
книга жалоб
словари на Грамоте.ру
энциклопедии и словари в интернете
словари русского языка для Lingvo
Декабрь 2019
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Navigation
Свежие записи
Архив
Друзья
Личная информация
Поделиться
Пожаловаться
Page Summary
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] Кашмар!Ё)
[#] (без темы)
[#] хуже не будет
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] Понравилось

авторская пунктуация в стихах 29 июн, 2007 @ 15:39

тут такая штука. Сейчас редактирую чужие стихи для книги, чем раньше никогда не занимался, больше поручить некому, да и времени в обрез. Очевидные опечатки поправил, но остаётся куча "авторской пунктуации", если можно так сказать, когда знак препинания глаз не режет, но и сильных оснований ставить его в данном месте не видно. Нахожусь в растерянности: кто-то советует оставить всё (кроме явных ошибок), как у автора, а кто-то говорит, что все авторские знаки должны быть обоснованы, иначе выглядит безграмотно. Под катом много-много (извините, если слишком много) примеров.

Приведены авторские варианты. Цветом выделены места, где у меня возникают сомнения.

1. Скоро весна, и мы ждём, как не ждёт никто,
Хоть и не знаем, что эта стерва сделает с нами —
Но в мире иллюзий добавится много цветов —
Я позвоню тебе завтра — поделимся снами…

2. Люди, люди, люди, люди, люди , —
Запереть бы перед вами дом

3. В углу старичок с улыбкой
Прячет пустой флакон —
Пойду, угощу его рыбкой —
Может быть, это Он…

4. Душа отлетала несколько раз,
Но Ад был закрыт на переучёт
И лошадь ломилась на -надцатый круг

5. Ты это ты, твой портрет на моём окне —
Я не жалею о том, что не видно за ним…

6. Мне не хочется знать, что мой кошмар повторится
И Город Любви изменит свои очертанья,
Руки вцепятся в горло мёртвою хваткой
И из перин пружинами вылезут зданья

7. А что есть счастье? Денег чулок?
Или женщин безмозглых мешки с подогревом? —
И не поможет электрошок,
Если узник устал биться в камере слева…

Читайте также:  Mortal kombat 3 фильм дата выхода

8. Налей полт е шок!

9. Стрелки сомкнулись — и вот он, ноль :
Сверим часы и выбросим в урну…

10. Я не верю органам чувств.
И , когда увижу тебя в слезах ,
Просто впадаю в экстаз

11. Любви ты хочешь — так сочти за честь
Объятья столь изысканной подруги —
Она имеет пластику змеи,

12. Хвост со мною , как память — куда я, туда он…

13. Где мне ваты купить на пробитые уши —
Обращённые вверх, недовольные всем?

14. Где коты (если верить Хайнлайну) живут , как дома,
Но и там находили, орали и шли по следу

15. Но покажите мне пальцем —
С кем теперь Entre Nous,
С кем теперь Drink For Two?

16. Старые песни сказали своё!
Может, и лучше, что новых не пишется —
Сказки — враньё, а без сказок — гнильё…

17. Скажу тебе, что ты опять права —
Я стал жестоким и глухим —
К чему слова?

18. Тебе предстоит сделать массу чудесных открытий —
Как любому, кто входит туда, где бывал много раз,
Но забыл…

19. И сытая рожа полной Л уны
Входит в окно продолженьем стены
Вместе с лаем собаки и комарами.

20. В общем, всё , как положено
В части первой.

21. Столяр и клоун уже готов —
(тебя не смутит восхваленье котов?) —
Вперёд, Тётка!

22. Я же брал запас сигарет!
А в кармане одна валерьянка…

23. Гитарку бы.
Нет, здесь не пахнет роком
И Заболоцкий влезет ненароком
Столбцами проломить тугие лбы

24. Наверху нас дела зовут —
К ним не хочется возвращаться,
И я маску с себя сорву,
Чтоб в глубинах навек остаться ,
Может, там, на песчаном дне,
Я нужней…

25. Так повелела природа сама,
Так что сходи , как хочешь , с ума

26. Те, кто скрылись в своём уюте,
Не любят ночных гостей,
Не гадают о том , что будет
И не ждут новостей

27. «Бери , что хочешь», — произнёс устало
И свой мешок волшебный протянул.

28. Дым столбом и в окно не видны облака.

29. Дома у меня в закрытой банке есть один знакомый джинн —
Он специалист и у него широкий профиль.

30. А без него решить мне будет трудно ускорения вопрос —
Если нет во мне души, осталось только тело…

31. Но , только ты выйдешь, очень злая
Микрособака тебя облает…

32. Мокрые тучи и слепящий свет —
Всё надоело и выхода нет…

33. Главное , я не остался в долгу!

34. Как мы того н е хотели,
А всё же достигли дна —
Лёжа в потных постелях
С полным желудком вина.

35. И напеть никак не получится —
Нету слуха — глух от рожденья.

36. Звяканье чайных ложек —
Словно предсмертный стон.

37. Вскрытие показало —
Он ещё будет жить…

38. Эта игра — игра до упора.
Эта игра закончится скоро ,
И нам надоест, как и им надоело
Делать никому не нужное дело.

39. Пой, Рыба, пой! Твои сигналы
Уйдут с винила на лавсан
И разделённые каналы
Втекут в чужие небеса

40. И приму , как Божий дар ,
Опустевшим изголовьем
Банку соуса тартар.

41. Под окном колосится тополь —
Неуютно , козлу , без листьев!

42. Он не хочет видеть, как рушится всё —
Что творилось Им, что всего дороже…

43. Струны, стакан — дочиста —
И скажу Ещё Одно Слово…

Что посоветуете в данных частных случаях (если хватит терпения изучить) и в общем?

ps С самим автором связь затруднена, да и, очевидно, не будет он вникать в каждую запятую-тире.

upd
В целом сошлись на том, что интонационные тире можно оставлять, а вот запятые кое-где лучше исправить. Большая просьба: называть конкретные места (номера), где, на ваш взгляд, надо что-то изменить, это очень поможет.

И ещё. Оценивать стихи по маленьким отрывкам — на мой взгляд, смешно. К тому же, я не спрашиваю вашего мнения на этот счёт, у меня есть своё.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector