Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями СК России, МВД России, ФСБ России. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.
Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.
Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел и органов Федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.
Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.
Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:
- следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
- следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
- следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).
Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями . Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).
Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора , даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.
Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер . Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.
В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.
Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.
На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.
В субъектах РФ организуются:
- главные следственные управления;
- следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.
Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.
Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:
- осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
- оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.
Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.
Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.
Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.
Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации
Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений
Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественные отношения от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием.
Таким образом,выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.
Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеют определенные особенности. Суть этой деятельности сводиться к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а так же проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявления ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенных правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это — органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.
Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции. В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается — выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).
Несмотря на существование специальных законов регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.
Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).
Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:
— расследование уголовных дел (предварительное расследование);
Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии, и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.
Предварительное расследование в свою очередь подразделяется на:
— дознание (ст. 150 УПК РФ).
Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ)
От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.
С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность,осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее — 21.4)
Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений. Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно- процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства. Целью проведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.
Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:
— Следственного комитета РФ;
— органов федеральной службы безопасности;
— органов внутренних дел РФ;
— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).
Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.
При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступления вправе расследовать следователи. В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность. Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.
Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:
— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления;
территориальный(местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;
персональный (личный) признак —определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.
Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это — преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества. Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например, контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это — преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление. Кроме того следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно- процессуального принуждения, такие, как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательство о явке, отстранения от должности и др.
Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.
Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу. Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.
Следователями могут быть лица, имеющие гражданство РФ, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: