Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
А) План морфемного разбора
- Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
- У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
- Указать основу слова.
- Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
- Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Б) План словообразовательного разбора
- Поставить слово в начальную форму.
- Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
- Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
- Указать основу в производящем слове.
- Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
- Указать способ образования слова.
2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Образец морфемного и словообразовательного разбора
В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск —их (имя существительное).
2. Окончание – —их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск —ая, парикмахерск —ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск- .
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш —а.
5. —ск— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск —ий, жен- ск —ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск- . Основа производная.
3–5. парикмахерск —ая (сущ.) ← парикмахерск —ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
1) Морфемный разбор:
1. жи-тел —и (имя существительное).
2. Окончание – —и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител —я.
3. Основа формы – жи-тел- .
4. Корень —жи-. Однокоренные слова: жи —ть, жи -л —ой.
5. —тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □ , вод-и- тель □ .
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель . Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жи —ть.
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
1) Морфемный разбор:
1. рожд-а —ют-ся (глагол).
2. Окончание – —ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся , рожд-а -ем- ся .
3. Основа формы – рожд-а-…-ся .
4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. —а— – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
—ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – рождаться.
2. Основа слова – рожд-а-…-ся . Основа производная.
3–4. рожда —ть— ся ← рожда —ть.
5. — ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.
1) Морфемный разбор:
1. по-бри —ть— ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – —ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре -ет- ся , по-бре -ем- ся .
3. Основа формы – по-бри-…-ся .
4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по— – приставка, ср.: по -сл-а —ть, по -сад-и —ть.
—ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – побриться.
2. Основа слова – по-бри-…-ся . Основа производная.
3–6. а) по-бри -ть- ся ← по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть- ся ← бри -ть- ся ; по— – словообразовательная приставка; префиксальный способ.
1) Морфемный разбор:
1. о-свеж-и —ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – —ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им.
3. Основа формы – о-свеж-и- .
4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж -о.
5. о— – приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть.
—и— – суффикс глагола, ср.: о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – освежить.
2. Основа слова – о-свеж-и- . Основа производная.
3–4. о -свеж- и —ть ← свеж -ий.
5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.
1) Морфемный разбор:
1. голов —у (имя существительное).
2. Окончание – —у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов —а, голов —ой.
3. Основа формы – голов- .
4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый.
5. Приставок и суффиксов нет.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – голова.
2. Основа слова – голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).
1) Морфемный разбор:
1. уезд-н —ом (имя прилагательное).
2. Окончание – —ом. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого.
3. Основа формы – уезд-н- .
4. Корень – уезд-. Однокоренные слова: уезд □ , по- уезд -н —ый.
5. —н— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост- н —ой, подъ-езд- н —ый.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – уездный.
2. Основа слова – уезд-н- . Основа производная.
3–4. уезд-н —ый ← уезд □ .
5. -н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
(Жизнь)… (была) тишайшей
1) Морфемный разбор:
1. тиш-айш —ей (имя прилагательное).
2. Окончание – —ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш —ая, тиш-айш —ую.
3. Основа формы – тиш-айш- .
4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих —о, тиш -ин —а.
5. —айш— – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий.
2. Основа слова – тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).
1) Морфемный разбор:
1. в-любл-ен —а (краткая форма причастия).
2. Окончание – —а. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен —ы.
3. Основа формы – в-любл-ён- .
4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб -и —ть (чередование б/бл), люб -овь □ .
5. в— – приставка, ср.: в -крапл-ённ —ый, в -плет-ённ —ый.
—ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес- ен —а, в-плет- ен —а.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма причастия – влюблённый.
2. Основа причастия – в-любл-ённ- . Основа производная.
3–4. в-любл-ённ —ый ← в-люб-и —ть.
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.
(В секретаршу) месткома
1) Морфемный разбор:
1. мест-ком —а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – —а. Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком —ом.
3. Основа формы – мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест-; 2) ком(итет)— – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н —ый, мест —о; комитет □ , комитет -ск —ий.
5. Приставок и суффиксов нет.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – местком.
2. Основа слова – мест-ком- . Основа производная.
3–4. мест-ком □ ← мест -(н) —ый ком (итет) .
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
- Непроизводные и производные слова в русском языке
- Производящая основа слова
- Что такое словообразовательный разбор?
- Словообразовательный и морфемный разбор
- Примеры словообразовательного разбора слов
- Как получаются новые слова?
- Способы образования новых слов в русском языке
- Как сделать словообразовательный разбор
- Примеры
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка статьи
- Содержание
- Бонус
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- неб о — корень/окончание;
- земл я — корень/окончание;
- рук а — корень/окончание;
- голов а — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
- небеса → под небес н ый;
- земля → земл ян ой → землян к а;
- влага → влаж н ый → у влажн и ть;
- близкий → при близ и ть → приблизить ся .
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрн ый → черн от а;
- рук а → руч н ой;
- красн ый → красн е ть.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вин а → винов н ый;
- виновн ый → виновн ость .
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходи ть → при ходить
- приходи ть → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать;
- приеха ть — основа приеха-.
- ехать → приехать ;
- еха ть — производящая основа еха-.
- при- + еха ть = при ехать;
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный;
- земляничн ый — основа земляничн-
- земляника → земляничный;
- земляник а — основа земляник-;
- земляник а + -н- = земляничный;
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
- Удесятерить;
- удесятери ть — основа удесятери-;
- десять → десятеро → удесятерить;
- десятер о — основа десятер-;
- у — десятер- и -ть;
- приставочно-суффиксальный способ образования.
Как получаются новые слова?
Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».
Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренного. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.
Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.
При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.
Способы образования новых слов в русском языке
При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.
Как сделать словообразовательный разбор
Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).
Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В нем обозначить производящую основу.
За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.
Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.
Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.
Последнее – записываем способ образования.
Примеры
Приведем примеры словообразовательного разбора слова.
Водопровод – вода + провод, сложение.
Что мы узнали?
Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 610.
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Как получаются новые слова?
- Способы образования новых слов в русском языке
- Как сделать словообразовательный разбор
- Примеры
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
- Мягкий знак после шипящих
- Мягкий знак перед согласной
- "Ы, И" после приставок
- Правописание "Н" и "НН" в суффиксах Словообразовательный разбор слова
- Образование формы слова
- Сложный план текста
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов
- Суффиксальный способ образования слов
- Приставочный способ образования слов
- Правописание сложных слов
- Морфемика
- Исключения ПРЕ и ПРИ
- Гласные в приставках ПРИ и ПРЕ
показать все
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
Алина Сайбель 869
- 2.
Игорь Проскуренко 512
- 3.
Кирилл Иванов 198
- 4.
Денки Каминари 196
- 5.
Ксения @@ 85
- 6.
лерок сырок 82
- 7.
Ирина Манакова 79
- 8.
Кирилл Тучков 75
- 9.
Станислав Пархомчик 75
- 10.
Анастасия Ли 70
- 1.
Мария Николаевна 14,095
- 2.
Лариса Самодурова 13,610
- 3.
Кристина Волосочева 13,480
- 4.
Ekaterina 13,156
- 5.
Liza 13,135
- 6.
Юлия Бронникова 12,910
- 7.
Darth Vader 12,541
- 8.
TorkMen 12,416
- 9.
Алина Сайбель 12,274
- 10.
Влад Лубенков 11,850
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.