Девизом нашего урока будут слова русского математика В.П. Ермакова: «В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления».
Ход урока
Постановка проблемы
На доске — портрет Гаусса. Учитель или ученик, которому заранее было дано задание подготовить сообщение, рассказывает, что когда Гаусс учился в школе, учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту.
Вопрос. Как Гаусс получил ответ?
Поиск путей решения
Учащиеся высказывают свои предположения, затем подводится итог: сообразив, что суммы 1 + 100, 2 + 99 и т.д. равны, Гаусс умножил 101 на 50, то есть на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.
Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии
Записать на доске и в тетрадях тему урока. Ученики вместе с учителем записывают вывод формулы:
Первичное закрепление
1. Решим, используя формулу (1), задачу Гаусса:
2. Используя формулу (1), устно решить задачи (их условия записаны на доске или кодопозитиве), (an) — арифметическая прогрессия:
3. Выполнить задание.
Дано: (an) — арифметическая прогрессия;
Решение. Воспользуемся формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии
;
Дополнительный вопрос. Сколько типов различных задач можно решить по этой формуле?
Ответ. Четыре типа задач:
— найти первый член арифметической прогрессии a1;
— найти n-й член арифметической прогрессии an;
— найти количество членов арифметической прогрессии.
4. Выполнить задание: № 369(б).
Найдите сумму шестидесяти первых членов арифметической прогрессии (an), если a60 = 51,5.
Решение.
Дополнительный вопрос. Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
5. Вычислите формулу девяти первых членов арифметической прогрессии (bn),
если b1 = –17, d = 6.
— Можно ли вычислить сразу, используя формулу?
— Нет, так как неизвестен девятый член.
— По формуле n-го члена арифметической прогрессии.
Вопрос. А нельзя ли найти сумму, не вычисляя девятого члена прогрессии?
Проблема: получить формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии, зная ее первый член и разность d.
(Вывод формулы у доски учеником.)
Решим № 371(а) по новой формуле (2):
Устно закрепим формулы (2) (условия задач записаны на доске).
(an) — арифметическая прогрессия.
Выяснить у учащихся, какие вопросы непонятны.
Ученики меняются тетрадями и проверяют решения друг у друга.
Подвести итог усвоения материала по результатам самостоятельной работы.
- 2. Вывод формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
- 3. Решение задач на применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
- 4. Вывод второй формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
- 5. Решение задач на применение второй формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
- 6. Итог урока
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Историческая справка: Иога́нн Карл Фри́дрих Га́усс (1777 — 1855) — немецкий математик, механик, физик и астроном. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Лауреат медали Копли (1838), иностранный член Шведской (1821) и Российской (1824) Академий наук, английского Королевского общества. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных в одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат: 101×50=5050.
2. Вывод формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
Рассмотрим аналогичную задачу для произвольной арифметической прогрессии.
Дано:
Покажем, что все выражения в скобках равны между собой, а именно выражению . Пусть d – разность арифметической прогрессии. Тогда:
;
; и т.д. Следовательно, мы можем записать:
. Откуда получаем формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии:
.
3. Решение задач на применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
1. Решим задачу о сумму натуральных чисел от 1 до 100 с помощью формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии:
.
В нашем случае: .
2. Дано: .
Найти: .
.
В нашем случае: .
Ответ: .
3. Дано: .
Найти: .
Чтобы найти Это можно сделать по общей формуле
.Сначала применим эту формулу для нахождения разности арифметической прогрессии.
Теперь можем найти
.
.
Используя формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии
.
.
Ответ: .
4. Вывод второй формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
Получим вторую формулу для суммы первых n членов арифметической прогрессии, а именно: докажем, что .
В формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии Проанализируем полученные формулы. Для вычислений по первой формуле
И в заключение заметим, что в любом случае Sn– это квадратичная функция от n, потому что
.
5. Решение задач на применение второй формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
1. Дано: .
Найти: .
.
В нашем случае:.
2. Найти сумму всех двузначных чисел, кратных 4.
<12; 16; 20; …; 96>– множество чисел, удовлетворяющих условию задачи.
Значит, имеем арифметическую прогрессию .
n найдем из формулы для .
Ответ: .
3. Дано: .
Найти: S=.
Требуется найти сумму всех членов с 10 по 25-й включительно.
Один из способов решения заключается в следующем:
.
Следовательно, .
.
.
.
Ответ: .
6. Итог урока
Итак, мы вывели формулы для суммы членов конечной арифметической прогрессии. Использовали эти формулы при решении некоторых задач.
На следующем уроке мы познакомимся с характеристическим свойством арифметической прогрессии.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Exponenta.ru Образовательный математический сайт (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 362, 371, 377, 382 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
2. № 12.96 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Арифметическая прогрессия ] [Калькулятор] [Задачи]
Арифметическая прогрессия — арифметический ряд первого порядка — последовательность чисел, в которой каждый член (начиная со второго) получается из предыдущего путем прибавления к нему одного и того же числа d, называемого разностью этой арифметической прогрессии.
Каждая арифметическая прогрессия имеет вид a, a + d, a + 2d, a + 3d, ..
Общий член арифметической прогрессии an = a1 + d(n — 1)
Характеристическое свойство арифметической прогрессии an = (an + 1 + an — 1) / 2
Если разность арифметической прогрессии d > 0, то прогрессия называется возрастающей, если d Похожие вопросы
«>