Техзадание на внедрение 1с

Техзадание на внедрение 1с

В жизни очень часто бывает так, что человек не может объяснить, что хочет, даже в бытовых вещах. Когда дело доходит до объяснения программисту своих «хотелок», человек просто впадает в ступор.

Кто должен писать ТЗ?

В идеале ТЗ должен составлять заказчик — только он знает, что ему нужно. Но на практике из-за низкой компетенции заказчика в сфере 1С часто это приходится делать исполнителю. Заказчик устно озвучивает свои потребности, а программист(консультант) оформляет это в письменной форме.

Зачем нужно техническое задание?

Любые доработки в системе 1С, в идеале, должны сопровождаться техническим заданием. Это, во-первых, четкое определение задачи, сроков и метода выполнения. Во-вторых, это документ, с помощью которого решаются все спорные моменты в будущем. Писать ТЗ или нет — дело, конечно, Ваше, лично мне ТЗ облегчает работу и общение с клиентом.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Что должно содержать в себе техническое задание?

Тех. задание обязательно должно содержать в себе:

  • цель — задача, которую мы решим, реализуя данное ТЗ;
  • описание — краткое изложение предстоящих доработок;
  • способ реализации — подробное описание методов решения цели. В этом пункте необходимо описать все нюансы задачи на языке программиста: какие регистры, справочники создаем/редактируем, как должен выглядеть интерфейс и т.д. Если Вы не владеете «языком программиста», но «что-то слышали», лучше не пытаться писать на техническом языке — получается достаточно весело. Описание должно быть однозначным и не вызывать вопросов. Также может содержать в себе пример реализации подобного решения в другой сфере;
  • оценка работы — очень важный пункт, описание трудозатрат.

Примеры и образцы ТЗ для 1С

Небольшая подборка, которую я нашел в свободном доступе в сети. Начиная от самых простых и доступных, заканчивая достаточно сложными документами:

К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

Что такое техническое задание на доработки 1С? С точки зрения ГОСТов*, в которых регламентирована деятельность по разработке программного обеспечения и автоматизированных систем (АС) – это основной документ, определяющий требования и порядок развития или модернизации (далее – создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

  • *ГОСТ 19.201-78 Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.


К сожалению, в ГОСТе не дано более четкого определения, поэтому, учитывая интересы взаимодействующих сторон – интегратора и заказчика, правильнее будет дать более точное определение. Техническое задание, являясь основным документом на проектирование автоматизированной системы, устанавливает основные характеристики и назначение АС, определяет необходимые этапы создания документации и ее состав, а также является частичным обоснованием стоимости внедрения 1С.

Читайте также:  Xerox 6510 чем заправить

Зачем нужно техническое задание

Основные проблемы в проекте возникают из-за некорректно сформулированных или незакрепленных требований проекта. Основные требования к результату должны быть описаны в техническом задании, которое формируется техническими специалистами исполнителя, а не заказчиком.

Таким образом, напрашиваются дополнения к уже сформулированному выше определению. Хочется добавить, что этот документ, содержащий требования, должен быть сформулирован на понятном для заказчика языке. Привязок к особенностям технической реализации АС не делается. Т.е. на этапе ТЗ в принципе неважно, на какой платформе будут реализовываться эти требования. Выяснением и формулированием требований, а также оформлением технического задания должен заниматься бизнес-аналитик, и никак не программист (хотя при совмещении ролей такой вариант возможен), потому что именно аналитик говорит с заказчиком на языке его бизнеса.

Корректное техническое задание, написанное и согласованное между всеми заинтересованными и ответственными лицами, является залогом успешной реализации любого проекта.

Кто разрабатывает техническое задание

Заказчик, как правило, не является специалистом в области информационных технологий, поэтому основные требования к результату должны быть описаны в техническом задании, которое формируется техническими специалистами исполнителя, а не заказчиком.

Типовые ошибки при разработке технического задания

Документ базируется на ГОСТ 34.602-89, дающий формализованную структуру, но не имеющий четких требований к изложению разделов и пунктов. Эта особенность стандарта — его сила и его слабость. Свобода изложения может привести к тому, что требования разделов (особенно функциональные):

  • Излагаются не системно, без привязки к какой-либо структуре (модули системы, бизнес-процессы);
  • Дублируются;
  • Относятся к различным уровням детализации.

Допущение ошибок при составлении технического задания приводит к увеличению стоимости и продолжительности проекта. Основная задача технического задания – оформить требования заказчика в понятном и возможном к реализации формате.

Реализация требований заказчика невозможна без правильно составленного технического задания. Даже при наличии высокой компетенции сотрудников, возможно возникновение ошибок. Чаще всего встречаются следующие:

  • Излишняя детализация;
  • Требования, противоречащие друг другу;
  • Неточные формулировки.

Многие заказчики грешат требованием к излишне детализированному описанию процесса работы системы, однако основное внимание следует сфокусировать на результате, а не на том, как должна выглядеть система.

Требования не должны быть противоречивыми. Также желательно избегать расплывчатых, неконкретных формулировок. При разработке ТЗ определяются базовые требования и назначение проекта, его функционал.

Как избежать ошибок при составлении ТЗ

Главное правило: больше конкретики. При составлении требований необходимо использовать ссылки на ГОСТ, нормативные документы заказчика, что позволит избежать двойного толкования или недопонимания между заказчиком и исполнителем.

При разработке ТЗ необходимо применять сухой, научный стиль изложения, избегать применения сравнений. Использовать следует терминологию отрасли, сферы, в которой ведется разработка проекта.

Руководствоваться нужно следующими правилами:

  • Формирование ТЗ – это совместная работа исполнителя и заказчика;
  • Риски исполнителя должны быть минимизированы и не должны превышать аналогичные для заказчика (иначе это приведет к увеличению стоимости проекта);
  • Требования формируются объективными, использование субъективного виденья заказчика не рекомендуется;
  • Не допускается использование терминов, принятых в широком деловом общении, но противоречащих принятым в отрасли и стандарте;
  • Основное внимание уделяется описанию результатов, требуемых заказчиком. Например, заказчику необходимо получать отчет о движении товара в соответствующих аналитических разрезах, тогда в ТЗ должны быть подробно описаны параметры отчета (строки, аналитика, период, за который составляется отчет) и источники данных для его формирования. Самое главное здесь – не допустить расширенного толкования технического задания, иначе, если вы не указали период или источник данных, конечный результат может сильно отличаться от требований заказчика, а доработка потребует дополнительных средств и времени.
Читайте также:  Тариф smart для своих мтс описание

Разработка, например, «правильного» ТЗ программисту 1С, подразумевает полное погружение в тему, знание всех ее аспектов и тонкостей. ТЗ должно давать ответ не только на вопрос «что должен сделать программист», но в первую очередь – «какие задачи должна решать система 1С:Предприятие после выполнения работ». Требования должны быть сформулированы подробно, но без лишней информации. Это уменьшит вероятность появления неточностей и ошибок. Именно поэтому привести универсальный пример технического задания 1С не представляется возможным – каждый случай ТЗ на разработку 1С уникален.

Усреднить точки зрения сторон

Обтачиваются желания заказчика и исполнителя, но и интересы подразделений заказчика. Если приступить к выполнению сразу, то каждый руководитель будет убеждёт, что его проблемы будут устранены проектом.

Но тот, кто согласовывал технические задания понимают, что начинаются битвы между руководителями отделов с эпизодами: "Нам это не надо", "Мы делать это не будем", "У нас все сотрудники и так работают до 22. Когда им?".

Максимально проработать проблему

Озвученные слова каждым мозгом интерпретируются по-разному. Кто-то, в процессе обсуждения, видит проект как картину Сальвадора Дали, а кто-то Иван Иваныча Шишкина. Саботажники сразу представляют "Чёрный квадрат" Казимира Малевача.

После перенос слов на бумагу появляются аргументированные вопросы, вспоминания о недосказанном, новые желания.

Определить скорость движения проекта

Важно определить уровень коммуникации клиента в самом начале работ. Если вы отправили график встреч (или другой "левый" документ) клиенту на согласование, но его согласовывали долго, то вы учитываете эти тормоза в план-графике работ. Есть практика когда стоимость работ моего участия увеличивается в 1,6-2 раза только по причине длительного согласования. У этого манёвра есть достойные аргументы — вам потребуется 5 встреч вместо 3, 10 звонков вместо 5.

Определиться заказчику в необходимости

— Докажите, что оно вам надо!

Да, мне нужны ваши деньги, но только в том случае, если мы обоюдно достигнем успеха. Иначе мне обидно за энергию, потраченную на нагрев пустоты. Чтобы запустить программу 1С на предприятии требуется не только желание и деньги, но трудоемкие действия. Заказчик должен привести доводы, аргументированно ответить на много вопросов "Зачем?". Если у вас не получилось отговорить клиента — это хорошо — он понимает свои желания и предстоящие трудности.

Читайте также:  Summit ridge windows 7

Сущность технического задания

Возможно, окончательное ТЗ не все прочитают, но в нём собраны труды неоднократных встреч, обсуждений и осознаний, изложенных в текстовом виде. Без ТЗ такого качества проработки вопроса не будет.

Одно ТЗ или несколько?

  1. Автоматизируемая деятельность является сквозным бизнес-процессом и влияет на соседние процессы?
  2. Какое количество ЛПР и ответственных в принимаемой задачи? Можно ли агрегировать решаемые задачи по ЛПР?
  3. Возможно ли завершение автоматизации по ТЗ (в том числе, получение оплаты за выполненную работу исполнителю) без завершения комплексного ТЗ?
  4. Насколько длительная процедура согласования договоров и оплат у Заказчика?
  5. Итерационный подход (по частям) не искажает конечный результат? И др.

Если можно распараллелить комплексную задачу без ущерба потери данных, то лучше это сделать. При этом у вас должно быть достаточно ресурсов на одновременные аналитические работы. Не должно возникнуть встречное требование по сложности согласования договора и других юридических документов, в том числе, оплат по достижению частичного результата. Для крупной организации легче согласовать один раз большую сумму, чем периодические оплаты.

Если решаемая задача является сквозным бизнес-процессом (затрагивающим несколько подразделений), то лучше идти последовательно. Например, оформление заказа (менеджер) — оплата счета (финансист) — резервирование (менеджер) — доставка (логистик). Распутать сложные процессы иногда непросто, поэтому их лучше включать в одно ТЗ. В данном случае входящие/исходящие данные подразделений останутся в одном поле зрения.

Если в процессе обследования появляется большой подпроцесс со своей инфраструктурой (Ниже пример "Интеграция 1С-Сайт") и ЛПРом (Начальник ОИТ), то его можно выделить в отдельное ТЗ. Например, в выше приведённой цепочке для менеджера появляется новый поток и требуется реализовать нестандартный обмен 1С с сайтом для появления документов "Заказ клиента" в 1С.

Пример технического задания 1с на интеграцию с сайтом. Отельное ТЗ от комплексной задачи.

ТЗ отличается небольшим объёмом, что позволяет оперативно реализовать функциональный блок. Чем быстрее вы выполняете проекты, тем выше их маржинальность, а для заказчика быстрее появляется новое средство.

Покажу самую ценную часть Технического задания — оглавление, в котором указаны технические работы на Интеграцию 1С-Сайт. Юридические детали остались в основном ТЗ, но здесь обязательно указаны "Ограничения проекта". Планово-финансовые показатели расположены в Приложении.

Конфиденциальные данные не позволяют демонстрировать всё задание, но должен заверить, что оно очень качественное, как и основное, как и все работы Инженерии. От того, что мы разрабатываем ТЗ на часть работ ни в коей мере не снижает качество. Но это даёт дополнительные манёвры:

  • Отвязаться от согласования с косвенными лицами — с теми, кто не участвует в данном бизнес-процессе. Выше скорость сдачи работ.
  • Минимизировать кредиторскую задолженность. Вы быстрее подписываете акт выполненных работ и списываете аванс.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector