1. Государство это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей.
2. Ресурсы власти- это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государст- венно-правовых и иных средств.
3. Власть — это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
4. Легальная власть — это власть, основанная на признании права ее носителей предписывать нормы поведения другим индивидам.
5. Политическая власть — это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка.
6. Традиционная власть — это власть, которая опирается на закон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом.
7. Легитимная власть — это власть, которая основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя.
8. Харизматическая власть — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.
9. Национальный суверенитет это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
10. Сущность государства — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства.
11. Суверенитет народа — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности.
12. Политическая система общества — это то главное в государстве, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также принадлежность государственной власти.
13. Государственный суверенитет — это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.
Задание 2. Заполните пропуски текста
К структурным элементам власти относятся:
ресурсы осуществления власти
К источникам власти относят:
К средствам осуществления власти относят: право;
Ресурсами власти являются: экономические;
В правовом демократическом государстве существует разделение власти на:
М. Вебер выделил три типа легитимности: традиционную власть;
Основными признаками государства являются:
наличие публичной власти;
Суверенитет бывает двух видов: суверенитет народа;
Содержание политической системы составляют:
нормы, регулирующие политическую жизнь общества; отношения между элементами политической системы;
Элементами политической системы общества являются: государство;
Задание 3. Заполните таблицу (дайте краткую характеристику содержания теорий сущности государства)
Содержание теории | Теория элит | Технократическая теория | Демократическая теория | Марксистско- ленинская теория |
Задание 4. Заполните таблицу (дайте краткую характеристику роли и значения таких элементов политической системы как: политические партии, профсоюзы и религиозные организации)
Роль и основные | Влияние |
функции | на государственную |
в политической | власть и ее правовую |
системе общества | политику |
Политические партии | |
Профсоюзы | |
Религиозные | |
организации |
Задание 5. Прочитайте высказывания
О каких положительных и отрицательных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответственностью? Аргументируйте свой ответ.
Солон: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться».
Сенека: «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой».
Н. Макиавелли: «Политика — это дело государства, а мораль дело индивида».
О. Бальзак: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия».
Д. Йейтс: «Бюрократия приобрела законодательные функции, поскольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. При этом она сохраняет и свои исполнительские функции».
Дагомер (король франков): «К чему власть, если ею нельзя злоупотреблять?»
Р. Шатобриан: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению».
Т. Маколей: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью компромиссов. Государственный человек принужден давать свое согласие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опасности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость»; «В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать»; «Хорошее правительство — не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться».
Г. Моргентау: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».
Л. Берне: «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить».
Ж. Поль: «Лучшее правило политики — не слишком управлять».
В. Гумбольт: «Наилучшая власть —та, которая делает себя излишней».
Ф. Бэкон: «Властвуя над другими, человек утрачивает свою собственную свободу».
Б. Рассел: «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними».
Б. Шоу: «Вообще говоря, власть не портитлюдей, зато дураки, когда они у власти, портят власть».
К. Гельвеций: «Назовите мне степень власти того или иного лица, по этой степени я могу заключить о его справедливости».
Валери: «Власть без злоупотребления не имеет очарования».
Э. Бенеш: «Политика должна быть наукой и искусством, покоящимся всегда на определенной философии и морали, на определенном философском и нравственном понимании всей жизни, как личной, так и общественной».
Задание 6. Прочитайте высказывание
В чем состоит смысл сопоставления государства и нравственной идеи? Соответствует ли позиция автора сущности современного государства?
Г. Гегель: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности — свое опосредованное существование, равно как самосознание единичного человека посредством умонастроения имеет в нем как в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу».
Задание 7. Проанализируйте высказывание русского философа Ивана Александрович Ильина (1882—1954 гг.) о тоталитарном режиме
Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весы>, «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписан- ное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.
1. Опираясь на текст, подумайте, какой из научных подходов к рассмотрению политического режима прослеживается в документе. Ответ поясните.
2. Как организована власть при тоталитарном режиме?
3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ.
4. В чем особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа.
5. Опираясь на признаки понятия «политический режим», знания о тоталитарном режиме, дополните его характеристику, приведенную в документе.
6. Проиллюстрируйте на примерах истории тоталитарный тип политического режима.
Задание 8. Ученые отмечают, что в настоящее время на политической карте мира насчитывается около ста государств, в которых установился авторитарный политический режим
Объясните, почему авторитаризм получил широкое распространение в современном мире. В чем, по вашему мнению, его опасность?
Задание 9. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) о государстве
Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. причем больше других к высшему из благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. . Общество, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременныхтоль- ко потребностей, — селение. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство продукт естественного возникновения, как и первичные общения. . Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит ктому, что существует по природе, и что человек по природе своей существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.
1. Опираясь на текст, покажите, что государство является продуктом естественного постепенного развития.
2. Ради каких целей существует государство?
3. Отделяет ли Аристотель государство от гражданского общества? Аргументируйте ответ.
4. В чем соответствуют, а в чем не соответствуют взгляды Аристотеля современному научному знанию о государстве?
Задание 10. Русский философ и общественный деятель П.И. Новгородцев (1866—1924) о демократии
Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти — и демократическая, и аристократическая, и монархическая, он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными сточки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.
1. Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о демократии?
2. В чем суть непосредственной формы демократии?
3. Приведите примеры проявлений непосредственной демократии, привлекая знания, полученные из курса истории, современности и свой личный опыт.
4. Какой вклад, по мнению П.И. Новгородцева, внес Руссо в теорию демократии?
5. В чем ограниченность взглядов Руссо на демократию? Ответ поясните.
6. Что такое представительная форма демократии?
7. На конкретных примерах покажите, как она проявляется.
8. Опираясь на текст и ранее полученные знания, раскройте суть современного научного знания о демократии.
Задание 11. Верны ли приведенные ниже суждения о демократии?
Аргументируйте свой ответ.
1. В развитых демократиях все трудоспособные граждане работают и получают по труду.
2. Демократия в современных условиях осуществляется только через избранных народом представителей.
Выскажите в лаконичной форме свое суждение о демократии.
Абсолютная монархия — это форма правления, при которой парламент имеет законодательные полномочия, а монарх является главой исполнительной власти.
Президентская республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.
Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим перед избирателем ответственность.
Парламентарная монархия -это форма правления, при которой в силу основного закона государства власть распределена между монархом и парламентом.
Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.
Смешанная республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.
Дуалистическая монархия — это форма правления, при которой законодательная власть
полностью принадлежит парламенту, а власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента.
Форма правления — это особенности внутренней организации государства,
порядок образования и структура органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной власти, методы осуществления управленческой деятельности государства.
не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция.
Форма государства — это способ организации верховной государственной
власти, структура высших государственных органов, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенций между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.
Понятия /Определения
1. Государство А. Власть основанная на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка
2. Суверенитет народа Б. Право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти.
3. Республика В. Политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая специальным аппаратом управления.
4. Традиционная власть Г. «единовластие»
5. Монархия Д. «Общее дело»